Одним из ответов на вопрос о том, что я больше всего люблю в музыкально-культурной жизни Парижа, был бы таков – абонемент ораторий и опер в концертном исполнении в Театре Елисейских полей. Этот абонемент самый регулярный из всех: как минимум две, а чаще всего несколько редко исполняемых опер можно послушать в исполнении прекрасных певцов, дирижёров и оркестров. Например, две последние были – прозвучавшие в апреле «Персей» Люлли и Сомнамбула Беллини.
Этот жанр в наше время стал для настоящих любителей оперного искусства одним из самых удобных и приятных как для исполнения, так и для восприятия. Во-первых, в наше время кино, а за ним следом и телевидение эффективнее выполняют роль зрелища, развлекающего широкие народные массы. Сейчас гораздо интереснее сосредоточиться именно музыкальной стороне оперы, а бегалки и стрелялки можно посмотреть в кинозале в трёхдеменсиональном измерении. Во-вторых, для меломана увлекательнее видеть и слышать оркестр и дирижёра на сцене, что само по себе уже весьма интересное зрелище, чем воспринимать вслепую звук из оркестровой ямы, да и оркестру и дирижёру работать на сцене приятнее, хотя и ответственнее. Ну и, наконец, некоторые современные режиссёры воплощают такие бредовые антиоперные проекты-концепты, мешая певцам петь, музыкантам играть, а публике слышать и понимать происходящее, и при этом они настолько дорого обходятся, что пусть уж лучше работают в своих областях – драматеатре и кинопроизводстве, где можно быть глухими без морального и материального ущерба для окружающих.
* * *
Музыкальная трагедия «Персей» Люлли в четырёх актах написана в 1682 году. Автор либретто – Филипп Кино, сюжет основан на одном из эпизодов поэмы Овидия «Метаморфозы» о борьбе Персея с Медузой. Премьера состоялась 18 апреля 1682 года. На сей раз, 6-го апреля нынешнего года в Театре Елисейский Полей исполнялась версия 1770 года, отредактированная для свадьбы наследника престола с Марией-Антуанеттой, которые впоследствии будут обезглавлены во время революции.
Разумеется, самое идеально место для прослушивания произведений придворного композитора Людовика XIV – Короля-Солнца – это родной ему Королевский театр дворца Версаля, в программе которого он постоянно звучит и в сценической интерпретации, и в концертных исполнениях. Но оттуда очень далеко и долго добираться до Парижа вечером после спектакля, поэтому та же программа всегда показывается в Театре Елисейских Полей, находящимся на сегодняшний день, после закрытия для классики зала Плейель, в самой удобной доступности для парижских меломанов.
Люлли французами обожаем. Свою музыку он писал для услаждения слуха капризного суверена и его двора, которые никогда не потерпели бы скуки, и некрасивости. Поэтому всё сделано для красоты в том её понимании, которое существовало в ту эпоху – посмотрите на любую безделушку того времени, и вы сами поймёте, о чём идёт речь.
Сюжеты всегда взяты из греческой мифологии, с морализаторским посылом, прославляющим исключительное благородство суверена. Истории той эпохи, рассказанные метафорическим языком. Пытаться пересказывать сюжет понятным нынешнему читателю языком – дело абсолютно безнадёжное. В перипетиях отношений между аллегориями Добродетели, Невинности и невинных удовольствий и Богами и Героями, взятыми частично из греческой, а частично из римской мифологии, можно безнадёжно заблудиться.
В отличие от пьес Мольера, оперы Люлли с сегодняшними заботами современного человека уже никак не созвучны и воспринимаются исключительно как музейный экспонат. Но какой экспонат! Присутствуя на исполнении Люлли французскими коллективами, специализирующимися на этом стиле, слушая аутентичные инструменты и речитативы на старофранцузском языке, проникаешься ощущением того, что тебя телепортировали в эпоху Короля-Солнца и ты присутствуешь на развлечении его двора.
Музыка напичкана танцами, сценами сражений, фантастическими ситуациями и спецэффектами, которые, разумеется отсутствуют в концертной версии. Однажды много лет назад я присутствовала на историческом спектакле со всеми теми концертами, декорациями и спецэффектами, которые были воспроизведены в точности как в оригинальной постановке эпохи, и я должна сказать, что это было настолько грандиозное зрелище, что я трижды посмотрела то представление.
Поэтому Люлли всё-таки предпочтительнее воспринимать в костюмной сценической версии, нежели в концертном варианте. Это всё равно, что слушать фильм «Индиана Джонс», не глядя на экран. Есть оперы, которые очень хорошо и полноценно воспринимаются в концертном исполнении, но это, к сожалению, не случай Люлли – создателя грандиозных праздничных действ.
И, тем не менее, исполнение в Театре Елисейских полей было настолько образцовым с точки зрения музыки и французского стиля, соединенного с элегантным артистизмом, что удовольствие было несказанным.
Остается перечислить ведущих исполнителей, музицировавших под управлением маэстро Эрве Никэ: Персей- Матиас Видал, Андромеда - Элен Гильметт, Меропа - Катрин Ватсон, Финей - Тассис Кристояннис, Цефей - Жан Титген, Венера - Шанталь Сантон-Джефри, Кассиопея - Мари Ленорманд, Меркурий - Сирилл Дюбуа. Оркестр и хор «Духовный концерт» (Le Concert Spirituel Chœur du Concert Spirituel).
Но главное удовольствие было впереди.
* * *
«Сомнамбула» Беллини прозвучавшая в театре Елисейских Полей 11-го апреля, оказалась форменным триумфом – публика настолько долго отказывалась покидать зал и до бесконечности вызывала исполнителей на поклоны, что я такого не припомню уже давно.
Париж, как известно – перекрёсток, на котором как минимум раз в год должны отметиться по очереди все мировые звёзды. И парижская публика уже привыкла принимать гостей, но когда, наконец, во Франции появляется своя, национальная звезда, по дарованию соответствующая мировому масштабу, восторгу и желанию её поддержать нет предела.
Ко всеобщей радости, в партии Сомнамбулы блистала сопрано с хрустально-колокольчиковой колоратурой, француженка Сабина Девиель, о которой в 2014 году я уже подробно писала в рецензии на постановку оперы Делиба «Лакме» в парижской Комической опере (которая в этом сезоне закрыта на ремонт). За два прошедших года Сабина очень хорошо продвинулась карьерно, и нарасхват по всей Франции с оперным и концертным репертуаром от барочного до современной музыки.
«Сомнамбула», созданная Беллини в том же году, что и «Норма», написана как один большой бенефис колоратурного сопрано. Там есть возможность блеснуть виртуозностью, выносливостью, лиризмом, драматизмом, музыкальностью, актёрским мастерством: опера даже заканчивается труднейшим соло сопрано. Для любой певицы это возможность либо ярко о себе заявить, либо провалиться, поскольку партия чрезвычайно сложна. Сабина Девиель произвела фурор.
Кроме изумительно исполненных арий, очень понравился её нежнейший дуэт с тенором Джоном Осборном, исполнявшем партию Эльвино. Дуэт звучит практически а капелла и они показали поразительную по тонкости и отработанности синхронность во всех рубато, оттенках, фразировачных полутонах. Идеальное совпадение в каждой мельчайшей детали, как в «парном катании». Обычно в концертных исполнениях такая тщательная отработка ансамблей встречается нечасто. Это такие моменты, когда зал слушает затаив дыхание.
Весь остальной вокальный состав «Сомнамбулы» был очень хорош: Партию Лизы исполняла сопрано Дженифер Митчел, графа Рудольфа – изумительнейший бас Никола Уливьери, Терезы – меццо-сопрано Рашель Келли, Алессио – бас Уго Рабек, нотариуса – тенор Сафир Белул. Некоторые партии написаны как эпизодические роли, в них трудно себя проявить, поэтому об исполнителе рано делать выводы – нужно послушать в более развёрнутом материале.
Парижским камерным оркестром и хором «Возгласы Парижа» дирижировал блистательный американский дирижёр, много работающий в Италии и по всему миру Кристофер Франклин, который с самого начала задал всему действу стремительное движение и упругий сквозной ритм. При всём соблюдении филигранных подробностей и оттенков, общее движение нигде не провисло и не застопорилось.
Этот концерт был из тех нечастых откровений, когда возносишься от восторга и сомневаешься, что на свете существует что-либо прекраснее и гармоничнее, чем эта дивная музыка. Вдохновение на сцене, передавшееся залу с самого начала, полностью захватило внимание и чувства и было ощущение присутствия на особенном событии.
Музыка Беллини – великого оперного мастера – нигде не теряет дыхания и нужную ритмическую энергетику. Даже в самых грустных и драматичных моментах всё, включая хоровые номера, несётся в танцевальных ритмах и трёхдольных размерах. Это очень важно, что композитор не даёт публике заскучать. В таких случаях мне всегда вспоминатся переписка Моцарта с отцом, где он рассказывает, какими приёмами будит публику, если та вдруг уже успела задремать, хотя вроде бы негде, ну а вдруг. Беллини тоже происходил из музыкальной династии – его отец был симфоническим дирижёром, а дед композитором и вполне можно себе представить советы, которые ему давались о композиторском мастерстве. Это тоже должно быть постоянной озабоченностью композитора, учитывающего особенности человеческого восприятия. Беллини потрясающий мелодист, как один сказочный персонаж, который как махнёт рукавом, так из него сыпятся красивейшие мелодии. Вместе с тем он в оркестровом письме очень бережно относится к голосам. Если голос поёт громко, оркестр аккуратно аккомпанирует, на тихих местах солисты вообще остаются в тишине а капелла, с отдельными пиццикато струнных, для поддержания ритмической пульсации, а яркие оркестровые куски написаны там, где голоса отдыхают. Очень грамотные принципы, полезные для изучения молодым авторам.
Очень прискорбно, что Беллини (с этим трудно смириться) прожил всего 33 года, за десять лет активной деятельности успел написать всего одинадцать опер и унёс с собой в могилу огромное количество ненаписанных шедевров.