Программы концертов международного фестиваля вокальной музыки «Опера Априори» вот уже третий сезон каждый раз удивляют своей концептуальностью, жанровым разнообразием. И подчас гурманским сочетанием неожиданных «ингредиентов». Не успело недоумение критиков и слушателей от сочетания «Вагнер-бельканто» после мартовского рецитала Рене Папе смениться уверенным принятием такового сюжета, как опять поджидало нас разрушение стереотипов.
Далеко не новые камерные произведения – «Русская тетрадь» Валерия Гаврилина, написанная полвека назад в 1965 году, и моноопера Микаэла Таривердиева «Ожидание» 1984 года рождения. Новость – в их соединении в один вечер, и то, что именно эти объёмные, сложные вокально и эмоционально затратные опусы выбрала для своего сольного дебюта на сцене столичного БЗК Екатерина Семенчук. Казалось бы – роскошное оперное меццо, незаурядная актриса, убеждающая и на крупных планах HD трансляций, обширный и впетый камерный репертуар в творческом «портфеле». Чего бы проще для первого выхода на главную классическую площадку Москвы одарить избалованную публику набором из более и менее популярных арий с оркестром, или, в крайнем случае, «хитовыми» романсами Чайковского-Рахманинова?
Но проторенные дорожки скучны как Екатерине Семенчук, так и автору идеи, Елене Харакидзян. Вечер мог бы иметь подзаголовок: «Любовь и жизнь женщины. Вчера, сегодня и… всегда?» И то, что впервые оба цикла прозвучали не от камерной певицы, каковыми в большинстве были предыдущие исполнительницы, а от оперной примы в расцвете карьеры, в чьём арсенале весь букет роковых героинь Верди, включая недавно спетую сопрановую партию Леди Макбет, придало трактовке масштабности не только по «децибелам», но и по живописной театральности образов.
Уже после концерта, возвращаясь к впечатлению, ловишь себя на мысли: не зря в буклете «Опера Априори» поместили страницы переписки Гаврилина и Таривердиева. Дружеские, тёплые, хотя и без панибратства строки. Современники, но такие разные в своих исканиях, творческих векторах. Выходец из Вологодской глубинки, крепко привязанный к Ленинграду, создатель «новой фольклорной волны» в советской музыке Валерий Александрович Гаврилин. И тифлисский армянин по рождению ( как и великий театральный реформатор Вл. И. Немирович-Данченко), ставший одним из известнейших отечественных кино композиторов, отчего его «серьёзные» сочинения всегда оставались несколько в тени, Микаэл Левонович Таривердиев. Музыкальный язык первого – «Русская тетрадь» – и второго – «Ожидание» – отделения вечера отличался кардинально, но в этом контрасте потом обнаружился особый вкус.
Написанная почти на 20 лет раньше «Русская тетрадь» требует от слушателя и исполнителей большего усилия проникнуться её подлинными народными текстами, положенными на местами угловатую, лишённую гладкой красивости мелодию. Как говорил сам композитор, толчком к созданию цикла послужил трагический факт из повседневности – смерть от болезни юноши, ленинградского десятиклассника, красивого и умного, но не успевшего познать любви. «А, наверное, есть где-то и девушка, которая бы его полюбила, будь он жив. И я решил написать о несостоявшейся любви от лица этой девушки, хотел написать поэму о любви и смерти». Вот названия всех восьми песен:
Как-то слабо ассоциируются старинные речевые обороты с образом юной девушки из 60-х годов, овдовевшей до супружества. Талант композитора поднялся над «бытовым» замыслом. «Русская тетрадь» воспринимается сейчас как вневременное вечное: «долюшка русская, долюшка женская…» и рефрен «холодно, холодно мне» только усиливает из Некрасова: «… а Дарья стояла и стыла в своём заколдованном сне».
Героиня «Русской тетради» у Семенчук – статная, крупная зрелая женщина в чёрном, оживлённом «фольклорным» золотым шитьём платье. Певице удалось найти верную окраску голоса, скорее даже особую манеру для отдельных номеров цикла. На грани академического и народного вокала, как у блиставшей в петербургских салонах в начале 20 века Надежды Плевицкой с её непревзойдёнными «Белялицы, румяницы» в обработке и сопровождении Рахманинова. От почти говорка – к кульминации форте в финале: «Я жена мужняя!» И резонирует потолок Большого зала от тёмной сочной мощи. Но следя за драматургией циклов и в первом, и во втором отделении, фоном думалось: ну вот как, когда находит время не просто учить нотный материал и текст, а пропускать через себя объёмные новые произведения, Екатерина? С её плотным графиком выступлений, гастролей то в Италии, то в Лондоне, то в родном Мариинском театре? Пусть стоит пюпитр, и перелистываются странички, но совсем не возникало ощущения невпетости, недоделанности в нюансах или ансамбле.
Второй участник ансамбля – пианист Дмитрий Ефимов. Фортепианная партия у Гаврилина написана не как аккомпанемент голосу, а по принципу инструментальной сонаты, с развитой фактурой и несколькими виртуозными соло. Мягкость туше вокального концертмейстера (с 1995 года Дмитрий Ефимов постоянно выступает с Ольгой Бородиной) соединяется с яркостью, нерастраченной технической свежестью собственного фортепианного звучания. Равноправный дуэт Музыкантов. «Ожидание» Таривердиева написано для голоса с оркестром, «по следам» монооперы Франсиса Пуленка «Человеческий голос». Но про разницу партитуры и клавира в момент исполнения забылось, настолько органично и полнозвучно пряные гармонии и закрученные переменчивые ритмы лились из рояля Дмитрия Ефимова.
Совсем иной предстала тут Екатерина Семенчук, не просто сменив чёрное платье на белое, но поменяв звуковедение и даже мимику для «суетою замотанной современной женщины» из поэмы Роберта Рождественского. Музыкальный стиль Таривердиева легко узнаваем: кавказская терпкость, помноженная на европейскую элегантность, доступность изложения, особая задушевность мелодики. Пару мест у фортепиано в получасовом монологе ожидающей любимого под часами живо напомнили сцену в кафе «Элефант» из любимейших «Семнадцати мгновений весны» – молчаливые взгляды Штирлица-Исаева и его жены, с которой не виделся много лет. И по боку все пародийные клипы на кино штампы – музыка Таривердиева поднимает надуманную ситуацию до символа Ожидания, Любви, Верности. Голос певицы здесь то уходил на нежное пиано, то свободно поднимался к верхам. Гибкость фразировки в речитативных фрагментах приближалась к джазовому свингу.
После двух монолитов по полчаса каждый трудно было рассчитывать на бисы. Да и что выбрать, дабы не испортить послевкусие? Получилось отменно! «Красивые глазки» Зары Левиной, эффектная зарисовка с ориентальным оттенком, реверанс Микаэлу Таривердиеву. Затем «Катерина» Прокофьева – как первый росток «неофольклора», из которого возникло творческое кредо Валерия Гаврилина. И, наконец, «Жди меня» Кирилла Молчанова – в нём всё, и сквозной на вечере лейтмотив ожидания, боль разлуки, Любовь, вопреки смерти. Популярная «Песня Женьки» из оперы «А зори здесь тихие» в исполнении Екатерины Семенчук и Дмитрия Ефимова слушалась как впервые, как откровение.
Жаль, что были свободные места в Большом зале консерватории вечером 26 апреля. Те, кто не пришёл (не сумел, не захотел, не нашёл достаточно интересной заявленную программу), лишили себя участия в Событии, почти таинстве. Отчасти впечатление восполнит телевизионная запись концерта, вскоре она должна появиться на канале «Культура». Хотелось бы пожелать и создания студийной аудио записи, особенно цикла Гаврилина в исполнении Екатерины Семенчук и Дмитрия Ефимова. Постфактум прежние фондовые записи «Русской тетради» теперь кажутся слишком аккуратными и бледными по сравнению с окрашенной «кровью сердца» женской исповедью на «Опера Априори».
Большой зал Московской консерватории
Театры и фестивали
Валерий Гаврилин, Екатерина Семенчук
Персоналии
Произведения