Екатерина Семенчук о любви и ожидании русской женщины

Татьяна Елагина
Специальный корреспондент
Жаль, что были свободные места в Большом зале консерватории вечером 26 апреля. Те, кто не пришёл (не сумел, не захотел, не нашёл достаточно интересной заявленную программу), лишили себя участия в Событии, почти таинстве. Отчасти впечатление восполнит телевизионная запись концерта, вскоре она должна появиться на канале «Культура». Хотелось бы пожелать и создания студийной аудио записи, особенно цикла Гаврилина в исполнении Екатерины Семенчук и Дмитрия Ефимова. Постфактум прежние фондовые записи «Русской тетради» теперь кажутся слишком аккуратными и бледными по сравнению с окрашенной «кровью сердца» женской исповедью на «Опера Априори».

На концерте фестиваля «Опера Априори»

Программы концертов международного фестиваля вокальной музыки «Опера Априори» вот уже третий сезон каждый раз удивляют своей концептуальностью, жанровым разнообразием. И подчас гурманским сочетанием неожиданных «ингредиентов». Не успело недоумение критиков и слушателей от сочетания «Вагнер-бельканто» после мартовского рецитала Рене Папе смениться уверенным принятием такового сюжета, как опять поджидало нас разрушение стереотипов.

Далеко не новые камерные произведения – «Русская тетрадь» Валерия Гаврилина, написанная полвека назад в 1965 году, и моноопера Микаэла Таривердиева «Ожидание» 1984 года рождения. Новость – в их соединении в один вечер, и то, что именно эти объёмные, сложные вокально и эмоционально затратные опусы выбрала для своего сольного дебюта на сцене столичного БЗК Екатерина Семенчук. Казалось бы – роскошное оперное меццо, незаурядная актриса, убеждающая и на крупных планах HD трансляций, обширный и впетый камерный репертуар в творческом «портфеле». Чего бы проще для первого выхода на главную классическую площадку Москвы одарить избалованную публику набором из более и менее популярных арий с оркестром, или, в крайнем случае, «хитовыми» романсами Чайковского-Рахманинова?

Но проторенные дорожки скучны как Екатерине Семенчук, так и автору идеи, Елене Харакидзян. Вечер мог бы иметь подзаголовок: «Любовь и жизнь женщины. Вчера, сегодня и… всегда?» И то, что впервые оба цикла прозвучали не от камерной певицы, каковыми в большинстве были предыдущие исполнительницы, а от оперной примы в расцвете карьеры, в чьём арсенале весь букет роковых героинь Верди, включая недавно спетую сопрановую партию Леди Макбет, придало трактовке масштабности не только по «децибелам», но и по живописной театральности образов.

Уже после концерта, возвращаясь к впечатлению, ловишь себя на мысли: не зря в буклете «Опера Априори» поместили страницы переписки Гаврилина и Таривердиева. Дружеские, тёплые, хотя и без панибратства строки. Современники, но такие разные в своих исканиях, творческих векторах. Выходец из Вологодской глубинки, крепко привязанный к Ленинграду, создатель «новой фольклорной волны» в советской музыке Валерий Александрович Гаврилин. И тифлисский армянин по рождению ( как и великий театральный реформатор Вл. И. Немирович-Данченко), ставший одним из известнейших отечественных кино композиторов, отчего его «серьёзные» сочинения всегда оставались несколько в тени, Микаэл Левонович Таривердиев. Музыкальный язык первого – «Русская тетрадь» – и второго – «Ожидание» – отделения вечера отличался кардинально, но в этом контрасте потом обнаружился особый вкус.

Написанная почти на 20 лет раньше «Русская тетрадь» требует от слушателя и исполнителей большего усилия проникнуться её подлинными народными текстами, положенными на местами угловатую, лишённую гладкой красивости мелодию. Как говорил сам композитор, толчком к созданию цикла послужил трагический факт из повседневности – смерть от болезни юноши, ленинградского десятиклассника, красивого и умного, но не успевшего познать любви. «А, наверное, есть где-то и девушка, которая бы его полюбила, будь он жив. И я решил написать о несостоявшейся любви от лица этой девушки, хотел написать поэму о любви и смерти». Вот названия всех восьми песен:

  1. Над рекой стоит калина; 2. Страдальная («Что, девчоночки, стоите…»); 3. Страдальная («Зорю видно…»); 4. Зима; 5. Сею-вею; 6. Дело было на гулянке; 7. Страдания («Ой, не знаю, не знаю, не знаю я…»); 8. В прекраснейшем месяце мае.

Как-то слабо ассоциируются старинные речевые обороты с образом юной девушки из 60-х годов, овдовевшей до супружества. Талант композитора поднялся над «бытовым» замыслом. «Русская тетрадь» воспринимается сейчас как вневременное вечное: «долюшка русская, долюшка женская…» и рефрен «холодно, холодно мне» только усиливает из Некрасова: «… а Дарья стояла и стыла в своём заколдованном сне».

Героиня «Русской тетради» у Семенчук – статная, крупная зрелая женщина в чёрном, оживлённом «фольклорным» золотым шитьём платье. Певице удалось найти верную окраску голоса, скорее даже особую манеру для отдельных номеров цикла. На грани академического и народного вокала, как у блиставшей в петербургских салонах в начале 20 века Надежды Плевицкой с её непревзойдёнными «Белялицы, румяницы» в обработке и сопровождении Рахманинова. От почти говорка – к кульминации форте в финале: «Я жена мужняя!» И резонирует потолок Большого зала от тёмной сочной мощи. Но следя за драматургией циклов и в первом, и во втором отделении, фоном думалось: ну вот как, когда находит время не просто учить нотный материал и текст, а пропускать через себя объёмные новые произведения, Екатерина? С её плотным графиком выступлений, гастролей то в Италии, то в Лондоне, то в родном Мариинском театре? Пусть стоит пюпитр, и перелистываются странички, но совсем не возникало ощущения невпетости, недоделанности в нюансах или ансамбле.

Второй участник ансамбля – пианист Дмитрий Ефимов. Фортепианная партия у Гаврилина написана не как аккомпанемент голосу, а по принципу инструментальной сонаты, с развитой фактурой и несколькими виртуозными соло. Мягкость туше вокального концертмейстера (с 1995 года Дмитрий Ефимов постоянно выступает с Ольгой Бородиной) соединяется с яркостью, нерастраченной технической свежестью собственного фортепианного звучания. Равноправный дуэт Музыкантов. «Ожидание» Таривердиева написано для голоса с оркестром, «по следам» монооперы Франсиса Пуленка «Человеческий голос». Но про разницу партитуры и клавира в момент исполнения забылось, настолько органично и полнозвучно пряные гармонии и закрученные переменчивые ритмы лились из рояля Дмитрия Ефимова.

Совсем иной предстала тут Екатерина Семенчук, не просто сменив чёрное платье на белое, но поменяв звуковедение и даже мимику для «суетою замотанной современной женщины» из поэмы Роберта Рождественского. Музыкальный стиль Таривердиева легко узнаваем: кавказская терпкость, помноженная на европейскую элегантность, доступность изложения, особая задушевность мелодики. Пару мест у фортепиано в получасовом монологе ожидающей любимого под часами живо напомнили сцену в кафе «Элефант» из любимейших «Семнадцати мгновений весны» – молчаливые взгляды Штирлица-Исаева и его жены, с которой не виделся много лет. И по боку все пародийные клипы на кино штампы – музыка Таривердиева поднимает надуманную ситуацию до символа Ожидания, Любви, Верности. Голос певицы здесь то уходил на нежное пиано, то свободно поднимался к верхам. Гибкость фразировки в речитативных фрагментах приближалась к джазовому свингу.

После двух монолитов по полчаса каждый трудно было рассчитывать на бисы. Да и что выбрать, дабы не испортить послевкусие? Получилось отменно! «Красивые глазки» Зары Левиной, эффектная зарисовка с ориентальным оттенком, реверанс Микаэлу Таривердиеву. Затем «Катерина» Прокофьева – как первый росток «неофольклора», из которого возникло творческое кредо Валерия Гаврилина. И, наконец, «Жди меня» Кирилла Молчанова – в нём всё, и сквозной на вечере лейтмотив ожидания, боль разлуки, Любовь, вопреки смерти. Популярная «Песня Женьки» из оперы «А зори здесь тихие» в исполнении Екатерины Семенчук и Дмитрия Ефимова слушалась как впервые, как откровение.

Жаль, что были свободные места в Большом зале консерватории вечером 26 апреля. Те, кто не пришёл (не сумел, не захотел, не нашёл достаточно интересной заявленную программу), лишили себя участия в Событии, почти таинстве. Отчасти впечатление восполнит телевизионная запись концерта, вскоре она должна появиться на канале «Культура». Хотелось бы пожелать и создания студийной аудио записи, особенно цикла Гаврилина в исполнении Екатерины Семенчук и Дмитрия Ефимова. Постфактум прежние фондовые записи «Русской тетради» теперь кажутся слишком аккуратными и бледными по сравнению с окрашенной «кровью сердца» женской исповедью на «Опера Априори».

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Русская тетрадь

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ