Мне безумно жаль, что сидела я высоко и далеко и даже в бинокль не смогла разглядеть каждую деталь, выражение лиц и позы «терракотовой» экспозиции – имитации стены древних греческих фигур. Они же – в соответствии с сюжетом – жители Фив, «застывшие» в четыре ряда, по вертикали, а также по всему периметру сцены наподобие п-образного балкона. Так начался спектакль, и мы зрители, воззрившиеся на сцену, не сразу и поняли, что перед нами – живые люди. Они не дрогнули и в конце, несмотря на затянувшиеся аплодисменты.
Впечатляющая работа сценографа Альфонса Флореса, и еще более масштабная, объёмная, продуманная до мельчайших деталей, запоминающаяся – каталанского костюмера Люка Кастельса в постановке режиссёра Валентины Карраско. Она изучала музыку, танец, литературу в Буэнос-Айресе, а с 2000-го года работает в известной театральной испанской группе La Fura dels Baus в Барселоне. Спектакль создан в сотрудничестве с одним из режиссеров этой компании Алексом Олье, а данная постановка «Эдипа» прибыла в Лондон из Брюсселя, из театра Ла Монне.
Удивительно, но только однажды эту оперу можно было услышать в Великобритании – на концерте на Эдинбурского фестиваля 2002 года. И вот теперь, спустя восемьдесят лет после парижской премьеры 1936 года, ее играют в Ковент-Гардене.
Французский либреттист Эдмон Флег изобразил историю рождения и смерти Эдипа в четырех действиях и шести картинах, причем третий и четвертый акты перекликаются с двумя пьесами Софокла – «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне». Первый акт – рождение Эдипа в Фивах, ликование по поводу которого было недолгим, потому что пророк Тиресий предрек ему страшную судьбу – он убьет своего отца Лайоса и женится на своей матери Иокасте. Трогательная сцена, когда младенца отнимают у матери, чтобы избавиться от него. Но изменить судьбу не удается никому. Во втором акте, спустя 20 лет, Эдип покидает Коринф, где воспитывался царем Коринфа и его женой – Полибосом и Меропой, – но по пути встречает своего настоящего отца Лайоса (самый неудачный сценический момент, на мой взгляд) и убивает его и сопровождающих. Одно пророчество уже осуществилось, а победив Сфинкса, «спилотировавшего» на сцену в истребителе второй мировой войны, и терроризирующего Фивы, он – спаситель страны – получает право на Иокасту и делит с ней ложе, таким образом, став сыном и мужем своей матери, братом и отцом – для своих детей.
И все-таки единственная опера композитора Джордже Энеску, композитора, пианиста, скрипача, дирижера и педагога, несомненно, самого знаменитого музыканта, когда-либо родившегося в Румынии, скорее всего – музыкальная драма, амбициозное музыкально-драматическое полотно! В ней главное – история, которая накладывается на своеобразный музыкальный фон. В ней нет ни одной арии, что в действительности – жаль! В постановке Валентины Карраско акцент сделан на личности Эдипа, в котором мужество и благородство обернулись против него, превратив (помимо воли, по нелепости случая, по предсказанию, которое не должно было быть озвучено, тогда оно и не было бы исполнено) в глазах простых людей в монстра, преступившего человеческие нравственные законы.
Первое действие, более жесткое, однозначно уступает второму, в котором постановщики отказываются от дистанционности и отрешенности. Во втором акте Эдип осознает, что невольно он сотворил, и его охватывает неподдельный ужас. Чтобы смыть этот позор, Эдип ослепляет себя, и, в сопровождении дочери Антигоны, покидает Фивы. И только в Колоне, где он рос, находит герой душевное равновесие, мир и спокойствие. В финале Эдип восстанавливает свое честь и имя, смывая – в прямом смысле – под живительными каплями воды, воздушным «водопадом», распыляющимся сверху, свои прегрешения.
Завершается опера признанием моральной победы Эдипа (так же, как и финал в трагедии «Эдип в Колоне»), что чисто визуально производит завораживающее впечатление. На сцену в раскрытые врата, клубясь и образуя причудливые силуэты, врываются «облака», в дымке которых и исчезает Эдип.
Увлекательно визуально, замечательно в музыкальном плане. Стабильная энергия выступления датского бас-баритона Йохана Рейтера в этой масштабной партии – впечатляет! Энеску редко предлагает своему главному герою лирические пассажи, поэтому возможности «расслабиться» – нет, за исключением, может быть, финала, где прекрасный голос Рейтера смог продемонстрировать мягкость и нежность.
Британский бас Джон Томлинсон как Тиресий убедителен в своих двух мощных появлениях на сцене. Корейский бас-баритон Сэмюэл Юн – непримирим как Креон, Софи Беван трогательна в роли Антигоны. Иокаста британской меццо-сопрано Сары Коннолли очень четко очерчивает грань душевного опустошения Эдипа, сына и мужа. Поразительное франко-канадское контральто Мари-Николь Лемьё запомнилась в небольшой роли Сфинкса.
Британский дирижер Лео Хуссейн провел весь спектакль музыкально мощно. Он как-то заметил, что Ионеску посвятил длительный период своей жизни созданию оперы, ему было невероятно сложно, потому что он чувствовал, что должен был создать шедевр. Только на совершенствование оркестровки ушло девять лет. «У меня складывается впечатление, – признался дирижер, – что опера была написана быстро, но оттачивал детали он очень медленно»… Это была огромная, масштабная работа и для хора. В итоге, все исполнение оказалось, без сомнения, впечатляющим!