Конкурс конкурсов вокалистов Собиновского музыкального фестиваля

Конкурс конкурсов вокалистов Собиновского музыкального фестиваля
Оперный обозреватель
У Конкурса конкурсов есть и другие отличительные особенности. Певцам-саратовцам дорога на него заказана, в то время как в жюри – исключительно местные знаменитости. Таким образом, сама собой снимается банальная интрига «подковерных игр», связанная с участием в конкурсе учеников членов жюри. Кредо конкурса – обязательное вручение всех предусмотренных его условиями трех премий, каждую из которых нельзя делить между несколькими конкурсантами. Кроме того, присуждается три диплома. Отбор участников производится по записям. При этом мужские и женские голоса обычно представлены поровну.

Исторический обзор. 1999—2016.

Практически все крупные волжские города позаботились о том, чтобы обзавестись «фирменным» оперным, балетным или музыкальным фестивалем. В числе таких фестивалей оперные - «Болдинская осень» в Нижнем Новгороде, имени Михайлова в Чебоксарах, имени Неждановой в Астрахани, балетные - имени Шелест в Самаре и имени Нуриева в Казани. Однако вне конкуренции два ветерана: Международный фестиваль оперного искусства имени Шаляпина в Казани и Собиновский музыкальный фестиваль в Саратове, отсчет истории которых начался в 1982 и 1986 годах соответственно.

1/4

Слово «музыкальный» в названии Собиновского фестиваля присутствует не случайно: в его афише не только оперные и балетные спектакли, но и открывающие каждый фестиваль масштабные симфонические и ораториально-хоровые программы, а также концерты современных направлений музыкально-театрального исполнительства.

* * *

Одна из отличительных особенностей, настоящая находка Собиновского фестиваля — проводимый с 1999 года Конкурс конкурсов вокалистов, участниками которого являются лауреаты и дипломанты различных международных и российских соревнований. Об этом конкурсе стоит поговорить более подробно, так как победа на нем давно стала важной вехой в творческой биографии многих отечественных и зарубежных певцов.

Саратовский Конкурс конкурсов сразу завоевал авторитет у молодых вокалистов. Многие из них добиваются права участия в этом соревновании в течение нескольких лет. Ежегодно в оргкомитет поступает до 80 заявок. Регламент конкурса достаточно жесткий: к участию в нем допускается двенадцать певцов, которые отбираются таким образом, чтобы по возможности были представлены не только все типы мужских и женских голосов, но и самые разные регионы нашей страны и ближнего зарубежья - последнее сообщает конкурсу международный статус.

У Конкурса конкурсов есть и другие отличительные особенности. Певцам-саратовцам дорога на него заказана, в то время как в жюри – исключительно местные знаменитости. Таким образом, сама собой снимается банальная интрига «подковерных игр», связанная с участием в конкурсе учеников членов жюри. Кредо конкурса – обязательное вручение всех предусмотренных его условиями трех премий, каждую из которых нельзя делить между несколькими конкурсантами. Кроме того, присуждается три диплома. Отбор участников производится по записям. При этом мужские и женские голоса обычно представлены поровну.

Неизменный председатель жюри Конкурса конкурсов вокалистов - народный артист России Юрий Кочнев, являющийся организатором и идеологом Собиновского фестиваля. Кочнев – художественный руководитель и главный дирижер Саратовского оперного театра, профессор, заведующий кафедрой оперной подготовки Саратовской консерватории. Члены жюри конкурса – известные в городе педагоги-вокалисты и дирижеры, также совмещающие работу в театре и в консерватории. В их числе народный артист СССР Леонид Сметанников, народный артист России Николай Брятко, заслуженная артистка России Людмила Белова.

Многие из участников Конкурса конкурсов в свое время успешно показались на многочисленных проходящих столицах и в провинции вокальных соревнованиях: имени М. Глинки и Г. Вишневской (Москва), Е. Образцовой и Б. Штоколова (Санкт-Петербург), Н. Обуховой (Липецк), П. Лисициана (Владикавказ), М. Михайлова (Чебоксары), В. Барсовой (Сочи), студенческом конкурсе Bella Voce, камерном «Янтарный соловей». В Конкурсе конкурсов участвовали и лауреаты зарубежных конкурсов: имени Б. Гмыри (Киев), О. Петрусенко (Херсон), А. Дворжака (Карловы Вары), М. Каллас (Афины). При этом число конкурсных регалий не дает участнику никаких преимуществ и гарантий.

За годы существования Конкурса конкурсов его участниками были выпускники крупнейших консерваторий, в том числе Московской, Санкт-Петербургской, Уральской, Нижегородской и Воронежской, а также Гнесинской академии музыки, академий культуры и искусств разных городов. Их средний возраст - от 23 до 35 лет. На саратовский конкурс охотно приезжают солисты московских театров: Музыкального имени К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, «Геликон-оперы», Камерного музыкального театра, а также оперных театров из Казани, Челябинска, Якутска, Самары, Нижнего Новгорода, Воронежа и других городов.

Саратовский Конкурс конкурсов – это по существу конкурс-фестиваль. Он состоит из двух гала-концертов. В первом – камерном, идущем под фортепиано, каждый из участников исполняет народную песню страны, которую он представляет, и два классические романса: отечественный и зарубежный, во втором – в сопровождении оркестра - две оперные арии: русского и западного композитора.

Для конкурсантов, являющихся, как правило, солистами оперных театров, камерный репертуар представляет особые трудности, поскольку требует не просто броского «звучка», но и музыкальности, тонкости и проникновенности исполнения. Обычно именно камерный репертуар становится «лакмусовой бумажкой», выявляющей индивидуальность исполнителя, его певческую культуру, артистизм. Достойно выдержать этот экзамен удается далеко не всем. Не выручают подчас сила и красота голоса. Если исполнение не проникнуто искренним чувством, не передает стилистических особенностей произведений, рассчитывать в Саратове на успех трудно. Конкурсанты чувствуют себя более комфортно во втором – оперном туре, хотя кое-кому при исполнении оперных арий не достает масштабности звучания и подлинной экспрессии. Конкурсные прослушивания проходят в зале оперного театра при аншлагах. Победителям предоставляется возможность выступить в заключительном гала-концерте Собиновского музыкального фестиваля.

Подводя итог разговора об особенностях саратовского Конкурса конкурсов вокалистов, стоит все-таки отметить, что, несмотря на многочисленные регалии его участников, у некоторых из них качественный природный голосовой материал не всегда подкреплен достойной выучкой. К тому же не все имеют представление о подлинной культуре пения – претензия, конечно же, к педагогам. И еще. Порой непонятно, за что дают премии на тех или иных конкурсах. Впрочем, о немереном их числе давно идут разговоры. Может быть, не препятствуя размножению таких соревнований, стоит подумать об их рейтинге и уместности упоминания в каждом отдельном случае.

* * *

Автору этих строк, присутствовавшему практически на всех Конкурсах конкурсов вокалистов Собиновского музыкального фестиваля, показалось интересным вспомнить наиболее яркие впечатления от выступлений конкурсантов, которые, кстати, не всегда становились фаворитами соревнований, и хотя бы фрагментарно проследить дальнейшую творческую судьбу некоторых из них.

Сразу хочeтся отметить, что жюри Конкурса конкурсов «ошибается» крайне редко: карьера победителей, как правило, складывается вполне благополучно. Это доказал уже самый первый конкурс 1999 года, на котором первую премию получила меццо-сопрано из Якутска Айталина Адамова, спустя три года удостоенная столь же высокой награды на XXII Конкурсе имени П. Чайковского. По традиции победителей Конкурса конкурсов приглашают для участия в спектаклях Собиновского фестиваля. Адамову довелось слышать в партии Азучены в фестивальном «Трубадуре».

На втором Конкурсе конкурсов 2000 года первая премия досталась обладательнице сильного, красивого сопрано Марии Людько из Санкт-Петербурга, исполнение которой, впрочем, не всегда отличалось тонкостью и изяществом. Певица и в последующие годы завоевывала лауреатские звания на вокальных соревнованиях, в числе которых венский «Бельведер» 2002 года и конкурс исполнителей романса имени Изабеллы Юрьевой (Таллинн, 2002 год). Людько успешно гастролировала в России и за рубежом, сотрудничала с крупнейшими европейскими оркестрами, а в 2011 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.

Лауреатом третьей премии этого конкурса стал тогдашний солист Самарского оперного театра Михаил Губский, выступление которого отличали певческая культура и выразительность. Однако во втором туре певец, очевидно, излишне переволновался, что отразилось на качестве звучания и свободе верхнего регистра. Дальнейшая оперная карьера Михаила Губского сложилась весьма успешно. В настоящее время он солист столичной «Новой оперы».

Запомнилась и закономерная, как показалась, осечка на этом конкурсе еще одного фаворита – тогда еще молодого московского баса Вадима Лыцковского. Певцу повредили излишнее самолюбование, отсутствие подлинной глубины чувств и выразительности пения. Не выручил и красивый по тембру голос. В результате - всего лишь диплом. Дипломантами стали также одна из самых сильных участниц конкурса сопрано Ольга Бабкина (Новосибирск) - певица, обладающая красивым голосом полного диапазона, и баритон Григорий Осипов (Москва) - обаятельный певец камерного плана, музыкальность которого гармонично сочеталась с уверенной исполнительской манерой.

Одно из самых ярких впечатлений всех саратовских конкурсов – выступление солиста Киевской оперы Тараса Штонды, завоевавшего первую премию на конкурсе 2001 года. Певец приехал в Саратов, уже имея награды на многих конкурсах: имени Глинки, имени Марии Каллас (Афины, 1 премия), имени Франсиско Виньяса (Барселона, 2 премия), имени Бюльбюля (Баку, 2 премия), имени Георгия Свиридова (Курск, 1 премия). До Саратова мне довелось слышать Тараса Штонду на конкурсе в Баку, а затем в течение многих лет - в спектаклях и концертах проходящего в Самаре традиционного Международного конкурса «Басы XXI века», Вокальный и драматический талант этого незаурядного артиста неизменно вызывал восхищение.

На конкурсе 2001 года запомнилась получившая вторую премию солистка Большого театра, обладательница эффектного голоса и завидного сценического обаяния меццо-сопрано Светлана Белоконь - ученица Ирины Архиповой. Третья премия досталась баритону Ганбату Пурэвжаву из Новосибирского оперного театра. Свое первое лауреатское звание певец завоевал в 1997 году на Конкурсе имени М. Глинки в Самаре, а в 2002 году он стал лауреатом четвертой премии Конкурса имени П. Чайковского.

На Конкурсе конкурсов 2005 года яркое впечатление оставили выпускница Уральской консерватории, солистка Московского музыкального театра имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко Наталья Мурадымова и солистка Волгоградского музыкального центра «Царицынская опера» Анна Девяткина. В исполнении Мурадымовой, обладательницы сильного, красивого, свободно звучащего во всем диапазоне сопрано, особенно запомнились романс Чайковского «Я ли в поле да не травушка была», а также арии Леоноры из «Трубадура» и Лизы из «Пиковой дамы». Анна Девяткина прекрасно справилась с арией Джильды из «Риголетто» и с каватиной Людмилы из «Руслана и Людмилы». Эти певицы завоевали соответственно первую и третью премии.

Артистичность и раскованность исполнительской манеры продемонстрировал солист Московского музыкального театра Илья Павлов, получивший вторую премию.

На конкурсе 2006 года осмысленностью интерпретации исполненных на первом туре произведений запомнились солистка Большого театра и «Новой оперы» Мария Максакова, которая получила диплом конкурса. Лауреатом первой премии неожиданно стал обладатель мощного лирико-драматического баритона, но не отличающийся особой выразительностью исполнения Петр Толстенко. В 2001 году этого певца, тогда еще студента Новосибирской консерватории, довелось слышать на XIX Конкурсе имени М. Глинки в Челябинске, где он получил третью премию. Незадолго до саратовского конкурса Толстенко стал солистом Минской оперы, а до этого в течение сезона работал в Самарском оперном театре.

Безусловным фаворитом конкурса 2007 года была получившая первую премию молодая певица из Уфы Альфия Каримова, обладательница колоратурного сопрано мягкого, приятного тембра. Вскоре после конкурса Каримова стала солисткой театра «Астана-опера». В 2014 году певица приняла участие в мировом турне – проекте театра «Голос Азии», выступила в гала-концерте в Карнеги-холле.

Запомнился и занявший второе место молодой баритон Дмитрий Зуев, тогда еще продолжавший учиться в Московской консерватории, но уже являвшийся солистом Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Несколько слов о получившей диплом конкурса солистке Самарского оперного театра Ирине Янцевой. Певица родилась в Димитровграде, там же окончила музыкальное училище, после чего поступила в Казанскую консерваторию. Янцева не сразу нашла «свой» голос. Консерваторский педагог не поощряла ее стремления исполнять репертуар высокого сопрано. Но Янцевой повезло: в консерватории открылась оперная студия, где она спела Адину в «Любовном напитке» и Церлину в «Дон Жуане». Тогда же началась стажировка Янцевой в оперном театре, где она спела Нанетту в «Фальстафе» и Джильду. С 2001 года Янцева - солистка Самарского академического театра оперы и балета, где успешно исполняет партии лирического и лирико-колоратурного сопрано в спектаклях текущего репертуара.

Лауреатом первой премии конкурса 2008 года стала солистка Московского музыкального театра сопрано Анастасия Бакастова. Больше всего запомнилось выступление певицы в заключительном фестивальном гала-концерте, где она великолепно исполнила внеконкурсный номер - арию Маргариты из оперы Гуно «Фауст».

Большой успех сопутствовал самому молодому – 24-летнему конкурсанту из Киргизии солисту Национальной оперы лирическому тенору Женишбеку Ысманову. Вначале показалось, что голос певца звучит несколько по-ученически, однако постепенно это впечатление рассеялось. На первом туре у Женишбека особенно удачно прозвучал романс Грига «Люблю тебя», а на втором - арии Рудольфа из «Богемы» и Ленского.

Повезло и одному из самых опытных конкурсантов - солисту Челябинского театра оперы и балета 32-летнему Дмитрию Полкопину, получившему третью премию. Этого певца довелось слышать на многих конкурсах. У него непростая судьба. Свою карьеру он начал как баритон и только незадолго до саратовского конкурса перешел в другой певческий диапазон - драматического тенора. Это и принесло ему, наконец, долгожданный успех: первую премию на Конкурсе имени Свиридова в Тамбове. Для выступления в Саратове певец выбрал арии и романсы с ярко выраженными эмоциональными кульминациями, без преобладания кантилены.

Дипломанткой стала солистка Екатеринбургского оперного театра сопрано Ирина Боженко, которая лично на меня произвела наибольшее впечатление. У певицы исключительно красивый по тембру голос, она продемонстрировала высокую исполнительскую культуру в сочетании с благородством манеры и чисто человеческим обаянием. Особенно удачно прозвучала у Боженко сцена и ария Виолетты из вердиевской «Травиаты». Дальнейшая карьера певицы сложилась исключительно удачно. В 2012 году за исполнение партии Графини де Формутье в опере Россини «Граф Ори» в постановке Екатеринбургского театра она была номинирована на премию «Золотая маска». С 2013 года Боженко - приглашенная солистка Большого театра, с 2015 года - солистка театра «Новая Опера». В 2015 году за исполнение партии Джульетты в опере Гуно «Ромео и Джульетта» она вновь была номинирована на «Золотую маску».

На конкурсе 2009 года сразу обратила на себя внимание Мария Лобанова, ставшая лауреатом второй премии. У певицы превосходный по тембру голос полного диапазона, яркая, броская исполнительская манера, подлинно оперный темперамент и актерский апломб. В 2012 - 2014 годы Лобанова была артисткой Молодежной оперной программы Большого театра, а совсем недавно - в 2016 году - приняла участие в постановке на сцене Большого театра оперы Д. Шостаковича «Катерина Измайлова», исполнив заглавную партию.

На конкурсе 2010 года первая премия была присуждена меццо-сопрано Оксане Волковой - одной из самых именитых участниц этого соревнования, солистке Национальной оперы Белоруссии и молодежной оперной программы Большого театра России. В этом же году Волкова стала приглашенной солисткой Большого театра, на сцене которого исполнила партии Кармен, Любаши и Ольги в «Евгении Онегине». В 2012 году она приняла участие в спектакле «Евгений Онегин», которым открылся сезон театра Метрополитен-опера.

Дипломантом конкурса стал еще один участник из Белоруссии – тенор Илья Говзич, также являвшийся участником молодежной оперной программы Большого театра. Сегодня Говзич – солист «Геликон-оперы» и приглашенный солист Самарского театра оперы и балета.

Среди конкурсантов 2011 года не было ни одного баса. На этом конкурсе сразу заявил о себе представлявший Узбекистан солист Московского музыкального театра Нажмиддин Мавлянов. Певец практически безупречно исполнил камерную программу первого вечера: романс Чайковского «Зачем?», «Серенаду» Шуберта и – единственный из всех конкурсантов без сопровождения - узбекскую народную песню, а во второй вечер покорил исполнением арии Хозе и ариозо Германа. Мавлянов стал обладателем первой премии конкурса.

Наибольшее впечатление на конкурсе 2012 года осталось от выступления ставшего лауреатом первой премии солиста Красноярского театра оперы и балета баритона Андрея Силенко. Ему же достался и впервые присужденный на Конкурсе конкурсов приз зрительских симпатий – недельный тур в Париж с посещением театра Grand Opéra.

На конкурсе 2013 года, по мнению автора этих строк, вне конкуренции была солистка академии молодых певцов Мариинского театра Юлия Маточкина, которая превосходила других участников и по качеству красивого меццо-сопрано, и по выучке. Певица заслуженно получила в Саратове первую премию, а вскоре – в 2015 году, была удостоена такой же награды на ХV Конкурсе имени П. Чайковского.

Несколько слов еще об одной участнице Конкурса конкурсов 2013 года – Татьяне Ереминой, имеющей непосредственное отношение к Самаре. Она окончила местные музыкальное училище - по специальности «скрипка», и академию культуры и искусств - по специальностям альта и сольного пения. В 2004 году Еремина стала лауреатом первой премии фирменного самарского Конкурса имени Д. Кабалевского. По завершении учебы певица успешно прошла прослушивание в Петрозаводский оперный театр, работая в котором стала лауреатом Конкурса вокалистов имени А. Иванова (Тверь, 2007 год) и дипломантом Конкурса имени С. Рахманинова (Ростов, 2012 год). На фоне других участников саратовского конкурса Татьяна Еремина выглядела достойно, хотя и не завоевала лауреатского звания. Сегодня в Петрозаводском театре она исполняет ведущий сопрановый репертуар: Виолетту, Чио Чио сан, Татьяну в «Евгении Онегине», Сильву. В 2015 году Еремина исполнила партию Лизы в «Пиковой даме».

Противоречивыми оказались впечатления от конкурса 2015 года. В первом, камерном туре предпочтительнее выглядела женская половина участников, в исполнении которых было больше теплоты и душевности. Заявку на лидерство сразу сделала выпускница Академии хорового искусства имени В. Попова обладательница роскошного меццо-сопрано Юлия Меннибаева – солистка Новой оперы и приглашенная солистка Большого театра. Во втором, оперном туре фортуна была более благосклонной к мужской половине участников, которые в целом выглядели более подготовленными к исполнению репертуара, требующего незаурядных голосовых данных, внутренней энергетики и особого эмоционального посыла. Итоговое решение жюри не вызвало возражений. Первая премия заслуженно досталась Юлии Меннибаевой, покорившей всех исполнением сцены гадания Марфы из «Хованщины» Мусоргского и третьей арии Далилы. Второе место досталось Глебу Киму из Киргизии, обладателю яркого, насыщенного баритона, одного из тех конкурсантов, к кому не относились претензии по вокальной школе и выразительности исполнения. Приз зрительских симпатий – поездку в Вену с посещением оперы – достался солисту Екатеринбургского оперного театра басу Олегу Бударацкому, вокально практически ничем особенно не блеснувшему, но завоевавшему зрителей артистизмом и броским репертуаром.

* * *

В XVIII Конкурсе конкурсов недавно завершившегося XXIX Собиновского музыкального фестиваля приняли участие одиннадцать исполнителей: одна участница не смогла приехать ввиду занятости в репертуаре своего театра. Среди конкурсантов в который раз доминировали сопрано - их было четыре, и баритоны – три участника. Были также два тенора, один бас и одна меццо-сопрано. География участников такова. Четверо, в том числе трое, представлявшие Липецк, Калмыкию и Абхазию соответственно, приехали из Москвы, шестеро, включая одного представителя Монголии, из Санкт-Петербурга и по одному – из зарубежных городов: Минска и Еревана.

Любопытно, что участниками нынешнего Конкурса конкурсов стали молодые певцы, отмеченные на сорока (!) различных вокальных соревнованиях, из которых девять зарубежных. При этом абсолютным фаворитом среди городов, где прописаны отечественные конкурсы, стал Санкт-Петербург, «приютивший» девять конкурсов.

На первом туре запомнился обладающий баритоном приятного тембра и достаточно выразительной исполнительской манерой представитель Монголии Лхамсурэн Болдцэрэн - студент Санкт-Петербургской консерватории. Певец удачно подобрал камерный репертуар: монгольскую народную песню и романсы «Я не сержусь» Шумана и «Когда на суд безмолвных, тайных дум» Кабалевского. Однако исполненные во втором туре речитатив и ария Грязного из «Царской невесты» Римского-Корсакова и сцена смерти Родриго из «Дона Карлоса» Верди произвели меньшее впечатление. Эти произведения, требующие безусловного мастерства и немалого опыта, молодому певцу пока что не по плечу. Его голос звучал излишне напряженно, практически на одном форте. В результате - лишь диплом конкурса.

Солистка Московского камерного музыкального театра имени Б. Покровского Екатерина Ферзба - опытная певица, завоевавшая наибольшее среди участников нынешнего конкурса количество наград на зарубежных соревнованиях. Ее колоратурное сопрано, легко преодолевающее «подводные камни» сложных фиоритур, звучало ровно во всем диапазоне, хотя порой хотелось ощутить в нем больше теплоты и шарма. На первом туре в исполнении певицы запомнился алябьевский «Соловей», на втором – каватина Людмилы из «Руслана и Людмилы» Глинки, в то время как в арии Царицы ночи из моцатовской «Волшебной флейты» не доставало «стальной» концентрации звука. Екатерина Ферзба получила диплом конкурса.

Неоднозначное впечатление осталось от выступления солиста московского Детского музыкального театра имени Н. Сац Петра Соколова, обладателя красивого, насыщенного по тембру лирического баритона. Певцу, как показалось, не достает певческой культуры и критичности в выборе репертуара. Так, ему вряд ли стоило исполнять на первом туре песню «Выйду на улицу», которую всю жизнь поет сидевший перед ним член жюри Леонид Сметанников. Да и спел он ее хуже мэтра. К тому же у Соколова довольно своеобразная, ориентированная «на публику» исполнительская манера. Но именно это сработало безотказно. Жюри дало Соколову только диплом, оценив, по-видимому, природный голосовой материал певца. Зато именно Соколову достался приз зрительских симпатий – поездка в Германию с посещением Дрезденской оперы.

Многим понравился тенор из Армении Айк Тонгурян. У него красивый голос, но в исполнительской манере не достает стабильности, да и верхний регистр немного хромает. Особенно хорошо прозвучали у Тонгуряна арии Ленского из «Евгения Онегина» Чайковского и Рудольфа из «Богемы» Пуччини, а также армянская народная песня. Будь моя воля, я бы Айка Тонгуряна как-то поощрил. Но на этом конкурсе число наград не безгранично: только три премии и три диплома.

Единственный бас – выступавший от Абхазии солист оперного театра Московской консерватории Алхас Ферзба на фоне других конкурсантов оказался в тени. В не совсем удачном для конкурсного выступления репертуаре не смогла полностью раскрыться единственная меццо-сопрано Дарья Росицкая - солистка Санкт-Петербургского музыкального театра «Зазеркалье». Ничего не получила и сопрано из Минска солистка Национальной оперы Ирина Кучинская. У этой певицы хорошая школа, но ее исполнение конкурсной программы оказалось несколько однообразным. И это несмотря на то, что певица выбрала такие сложные вещи, как вторая ария Марфы из «Царской невесты» Римского-Корсакова и каватина Лючии из оперы Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В исполнении Кучинской не доставало внутренней энергетики, а где-то, например, в «Испанской песне» Делиба, - ярких эмоциональных красок.

В целом жюри отдало предпочтение исполнителям, обладающим сильными голосами и имеющим исполнительский опыт. За редким исключением вердикт жюри совпал с личными впечатлениями автора этих строк. Это относится и к лауреатам конкурса. Третью премию получила неизменно представляющая на конкурсах свою родную Калмыкию солистка Центра оперного пения Г. Вишневской Герензел Мацакова. Сильное, полного диапазона сопрано певицы звучит ярко и уверенно во всем диапазоне. На первом туре особенно проникновенно Мацакова исполнила калмыцкую народную песню и романс Чайковского «Зачем», а ария Елизаветы из вагнеровского «Тангейзера» в ее исполнении стала одним из самых запомнившихся номеров второго тура конкурса.

Лауреатом второй премии стал продолжающий учебу в Санкт-Петербургской консерватории солист Мариинского театра баритон Вячеслав Васильев. Молодой певец обладает завидным темпераментом, который ему не всегда удается держать в нужных рамках. Это сказывается на выразительности и тонкости исполнения, провоцирует форсирование звука и излишне вальяжную манеру сценического поведения. Однако богатый тембр и сила голоса, которым в опере отдается предпочтение, сыграли свою роль. В камерной программе Васильева особенно запомнились романсы «Как мне больно» Рахманинова и «Лесной царь» Шуберта, а в оперной – каватина Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини.

Первую премию получила сопрано Анастасия Щеголева. Ее родной город Липецк, но она училась в Москве и сейчас является приглашенной солисткой Большого театра. Эту певицу я сразу для себя отметил, правда, не думал, что она займет первое место. Щеголева хорошо подобрала репертуар. Понравилось, как она исполнила на первом туре романс Чайковского «Я ли в поле да не травушкой была» - очень проникновенно прозвучало у нее это грустное произведение. И тут же – веселая, бравурная русская народная песня «Травушка-муравушка», испанская песня Гранадоса. На втором туре Щеголева вообще была лучше всех. Ариозо Кумы из «Чародейки» Чайковского и болеро Елены из вердиевской «Сицилийской вечерни» прозвучали у нее просто отлично.

Во втором туре конкурса за пультом симфонического оркестра Саратовского оперного театра стоял санкт-петербургский дирижер Алексей Рубин.

На нынешнем Конкурсе конкурсов каждый из участников раскрылся в меру своих возможностей. Не все были одинаково убедительны в камерном и оперном репертуаре: у одних лучше вышли романсы и народные песни, у других – более масштабные оперные фрагменты.

Конечно, все без исключения конкурсанты стремятся сделать успешную карьеру, но для этого одного природного голоса недостаточно. Нужно работать, работать и работать. Хочется верить, что кому-то из них наверняка повезет, как это уже не раз было с участниками саратовского конкурса.

Фото предоставлены Собиновским музыкальным фестивалем

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ