В лондонской Королевской опере состоялась последняя премьера сезона – был исполнен вердиевский «Трубадур» - копродукция с Франкфуртской оперой. На спектакле побывала наш корреспондент – Людмила Яблокова.
Что нужно, чтобы опера «Трубадур» состоялась? Характер ролей-партий нам подсказывает: нужны как минимум четыре выдающихся голоса. Без сомнения! Чего не нужно делать, чтобы опера «Трубадур» состоялась? На мой взгляд, не следует пытаться эмоционально связать воедино диковинную и загадочную, почти нереалистичную испанскую историю 16 века, чудовищную по своей жестокости, замешанную на любви, ненависти и мести, с современными военными конфликтами, коими богата наша сегодняшняя реальность.
Новая постановка в Ковент-Гардене – дебют в театре немецкого режиссера Давида Бёша – все-таки пытается показать эту кровавую трагедию, пускай и в обобщенном, но современном плане… И то, что мы увидели, было совершенно неубедительно.
Мне трудно было понять, кому же начальник графской стражи Феррандо рассказывал про случившуюся много лет назад страшную историю-сказку о младшем брате графа, маленьком мальчике, околдованном ведьмой-цыганкой, за что она и была сожжена на костре. Про дочь цыганки, которая, мстя за мать, похитила ребенка графа, но по ошибке, бросила в тот же костер своего сына, а затем всю жизнь воспитывала похищенного сына графа?.. Воинам графской охраны, расположившимся на отдых перед графским замком? Или банде головорезов, непонятно откуда взявшихся, вооруженных ножами и обрезом, чье предназначение – убить в последнем акте Манрико, а в промежутках между жуткими, карикатурно-устрашающими (и комическими, хотя, полагаю, не этого эффекта добивался режиссер) гримасами позирующими – на селфи – в свете тусклых огней, разведенных в железных бочках?
Декорации (сценограф Патрик Банварт) – как в какой-нибудь детской страшилке. Пред нами ведь – «черная опера». Так вот, на совершенно черной-черной сцене – убогие черные деревца (это, по идее, должен был быть сад перед дворцом Леоноры), припорошенные легким снегом, на одном из которых во втором акте Леонора игриво вырезает ножичком «Л + М = сердце»; периодически на сцену выползает черный-черный танк – на нем белой краской наляпано – «Луна». Вокруг кольца оборонительной черной колючей проволоки, черные кресты… Некоторое цветовое разнообразие привнесено во втором акте, когда на мрачной сцене появился цыганский табор и караван, украшенный куклами. Один образ – старика-цыгана с крыльями ангела под прохудившимся черным зонтиком – почему-то запомнился.
Постановку чуть ли не на протяжении всего спектакля сопровождал черно-белый видеоряд (видео-дизайнер – все тот же Банварт) с повторяющимися детскими кривыми надписями Л+М, где М перечеркнуто и добавлено – Луна, с жуткими черными птицами, хаотично летающими туда-сюда, и с явно гипертрофированных размеров бабочкой, лениво шевелящей большими крыльями, чье появление вызывало у одного человека в зале смех. Похоже, это был смех ментально нездорового человека.
Совершенно иное впечатление произвела отличная работа Джанандреа Нозеды, который властвовал в оркестровой яме уверенно, очень мощно и выразительно.
Одиннадцать спектаклей «Трубадура» поделены между двумя составами вокалистов. Мне удалось побывать на первом спектакле 2 июля и услышать два замечательных и хорошо известных нашему читателю женских голоса – армянское сопрано Лиану Арутюнян в партии Леоноры, и меццо-сопрано Екатерину Семенчук (цыганка Азучена). Двух братьев, непримиримых враждой друг к другу, исполнили итальянский тенор Франческо Мели (Манрико) и бывший югославский (именно так указала программка) баритон из Сербии Желько Лучич (Граф ди Луна).
Каждый из солистов выкладывался с полной отдачей, хотя я возьму на себя смелость заметить, что в первом действии однозначно доминировала Арутюнян, с ее волнующим, богатым и красивым голосом, с великолепной техникой. После перерыва накал страстей достиг своей кульминации у всей четверки. Все знаменитые арии и ансамбли были исполнены с невероятным темпераментом и привлекательностью, что доставило огромную радость зрителю.
Мне безумно понравилась цыганка Азучена – Екатерина Семенчук поет с такой выразительной мощью, с таким неумным напором! Насыщенный богатыми тонами ее грудной голос – покоряет, а превосходное пианиссимо – прекрасно. Хороши и актерские данные – это яростная, трогательная, обессиленная Азучена.
У Франческо Мели – славный захватывающий голос, в нем ощущается темный оттенок с сияющими и уверенными высокими нотами. Желько Лучич дал нам возможность услышать полноценного вердиевского баритона, в арии Il Balen он продемонстрировал удивительно теплое и льющееся легато. Итальянский бас-баритон Маурицио Мураро своей техничностью убедительно доказал, что и небольшие, но такие ответственные роли как Феррандо, могут быть хороши.
Спасибо музыкантам – опера состоялась!