Ариадна на корпоративе

Московская премьера «Ариадны на Наксосе» Рихарда Штрауса в театре Покровского

Московская премьера «Ариадны на Наксосе» Рихарда Штрауса в театре Покровского
Специальный корреспондент
По Фраю уже вполне современный олигарх в серебристом костюме и расстегнутой на груди рубашке, не отпускающий из рук айфон, а с лица – прилипшее презрительное выражение, заказал музыку на корпоратив. Под него он отвел задворки промзоны своего завода, музыканты находят там не только полусломанную мебель, но и до половины торчащий из песка черный рояль. Хозяин приходит в зал смотреть представление, но не видит его – он либо говорит по мобильному, либо дремлет большую часть действа, ну кроме разве что моментов, когда жена заставляет его время от времени встать и поучаствовать в происходящем. Супруга олигарха, вся в блестках, все время норовит выскочить на сцену и подстроиться в мизансцену к певцам, чтобы сделать хорошие селфи.

Камерный музыкальный театр имени Покровского, запустивший по собственному признанию его руководителей, «оперную машину», выдал за сезон 2015/2016 гг. пять очень разных новых постановок. Под занавес сезона 30 июня и 1 июля прошли спектакли завершающей сезон премьеры – оперы Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе».

1/4

«Ариадна на Наксосе» – творение эклектичное, тонкое и загадочное, в каком-то смысле это предчувствие будущих попыток постмодерна смешать все, что можно, в одно целое, но в отличие от них – в более разумном художественном ключе. При том, что номинально опера одноактная (правда, в театре Покровского спектакль разделен на два действия – с антрактом после пролога), она оставляет субъективное ощущение достаточно длинной – в силу того, сколь много мелодических элементов и смен музыкальной фактуры здесь, подчас, умещено автором в единицу времени.

Драматургическая сторона не так насыщенна, но зато вечно современна – капризный богач заставляет нанятых артистов играть одновременно специально написанную к его торжеству оперу-сериа и веселый дивертисмент, и певцам приходится выкручиваться из положения, забалтывая обидчивого композитора, приделывая к опере хэппи-энд и награждая персонажей собственными чертами характера. Этот опус Штрауса заслуженно имеет репутацию одного из самых виртуозных в вокальном отношении, а партии тенора и колоратурного сопрано в нём, по мнению некоторых, даже самые сложные в истории.

До Москвы опера не доходила в самом буквальном смысле сто лет, нынешний опыт – первый в истории, однако это не российская премьера, поскольку до этого она ставилась в Петербурге. На Западе «Ариадна на Наксосе» достаточно популярна, исполняется часто и практически всегда в авторской редакции 2016 года («Венской»). Театр Покровского и его музыкальный руководитель Геннадий Рождественский известны любовью к раритетам, однако в данном случае они пошли за традицией и взяли не раритетную редакцию 2012 года, а популярную версию 2016 года (с более мелодизированным прологом и на тон спущенной арией Цербинетты, то есть с верхним ми, а не фа-диезом).

Опера задумывалась автором как камерная, как музыкальная вставка в постановку мольеровской комедии «Мещанин во дворянстве», осуществлявшейся другом автора режиссером Максом Рейнхардтом. Оркестровые партии написаны из расчета на состав 25-28 музыкантов, включая фортепиано, челесту и фисгармонию. Как заметил на пресс-конференции перед премьерой дирижер-постановщик Алексей Верещагин, музыкантам оркестра пришлось привыкать к ситуации, где «каждый инструмент – на уровне сольной партии». Тем не менее, по моим впечатлениям, и музыканты справились с непривычной ситуацией повышенной индивидуальной ответственности, и дирижер успел к премьере вычистить и выверить исполнение столь непростой партитуры. Именно заслугой оркестра и дирижера стоит считать все сильные места в спектакле, прежде всего, торжественный финал с фейерверком (естественно, бесшумным, видеопроекционным).

В целом, удачной оказалась и режиссура, достаточно минималистичная, схематичная и ненавязчивая. Для постановки немецкой оперы был приглашен немецкий режиссер – давний друг театра Ханс-Йоахим Фрай, он уже ставил в 2011 году в этом театре «Царя и плотника» Лорцинга, а московская труппа, в свою очередь, была с гастролями в его театре в Линце. Понятно, что немецких режиссеров зовут не для того, чтобы сделать костюмную постановку мольеровских времен – постановщик ожидаемо осовременил действие и пространство, достаточно иронически переосмыслил сюжет и привнес в постановку европейскую стильность.

По Фраю уже вполне современный олигарх в серебристом костюме и расстегнутой на груди рубашке, не отпускающий из рук айфон, а с лица – прилипшее презрительное выражение, заказал музыку на корпоратив. Под него он отвел задворки промзоны своего завода, музыканты находят там не только полусломанную мебель, но и до половины торчащий из песка черный рояль. Хозяин приходит в зал смотреть представление, но не видит его – он либо говорит по мобильному, либо дремлет большую часть действа, ну кроме разве что моментов, когда жена заставляет его время от времени встать и поучаствовать в происходящем. Супруга олигарха, вся в блестках, все время норовит выскочить на сцену и подстроиться в мизансцену к певцам, чтобы сделать хорошие селфи. Труппа комедиантов больше похожа на банду рэперов в черном, но для представления им приготовлены яркие клоунские костюмы и грим (над сценографией и костюмами работали соответственно отец и дочь Виктор Вольский и Мария Вольская). Античные тоги раскрашены в ультрасовременные жизнерадостные цвета. А приплывший в концовке на втором (белом) рояле забронзовевший Бахус в лавровом венке одет, если присмотреться, в современный концертный костюм.

При этом сценография решает и сверхзадачу – превратить тесный камерный зал в опен-эйр по сюжету. Когда во втором действии пыльные задворки должны превратиться в собственно сцену, причем изображающую знойный остров в Средиземном море, задний фон становится полностью белым, от него чуть отстает такой же белый слой с аркой в форме склоненной мужской головы – не то тень скульптуры, не то грот. На все это по мере приближения к финалу начинают красиво наслаиваться видеопроекции…

По большому счету, претензия к режиссуре и сценографии только одна – абсолютно антиэротическое оформление образа Цербинетты. В прологе героиня появляется в виде татуированной эмо-герл в бесформенном черно-розовом прикиде, потом перевоплощается в детского клоуна с помпончиками, глупо семенящего ножками даже во время самых красивых мелодий. И там, и там не находится ни капли женственности и соблазнительности, даже странно слышать от такого персонажа нравоучения на тему, как надо нравиться сразу многим мужчинам – кто бы говорил! В остальном осовременивание этой опере, комической и условной, пошло только на пользу.

Что касается работы певцов, тут все было не столь однозначно. Конечно, в опере, где есть десятка полтора действующих лиц (из которых немалая доля теноров), добиться ровного состава, тем более двух, трудно – обязательно кто-то будет сильнее или слабее. Кроме того, оркестр посадили не просто в яму, а в яму, закрытую крышкой – фактически звук выходил только в прямоугольный люк. Неестественный баланс в пользу вокалистов, коего тем самым добились, пошел на пользу не всем певцам, а только тем, кто пел безупречно чисто. Возможно, наличие недотяжек как раз и связано с тем, что певцы слышали оркестр не очень хорошо.

Ограничения, с которыми приходится считаться театрам, где нет хора, либо балета, либо миманса, хорошо известны, а в театре Покровского нет ничего из перечисленного. Как следствие, певцам, нередко маститым, со званиями и регалиями, приходится вставать не только в хор (что само по себе не вредно для комплексного музыкального развития), но и на позиции миманса, и на разговорные роли «Кушать подано!» Поэтому, с позволения читателя, поименно отмечать актерские удачи певцов в таких микро-ролях я не буду, хотя они были на высоте.

Что касается певческих ролей, больше всех запомнилась Ксения Мусланова (Примадонна/Ариадна). Хотя ее пение было не совсем в немецком инструментальном стиле, в целом, партия хорошо проработана, используются контрастные оттенки звука, голос гармонично балансируется с оркестром и партнерами. Неплохо выдержана и актерская линия, предписанные режиссером картинные позы выдержаны в точности, как надо для одновременного показа комедии и оперы – можно понимать как иронию, а можно и как настоящую античную трагедию.

Екатерина Ферзба (Цербинетта) обладает подвижной колоратурой и очень хорошо развитым верхним регистром, ей успешно удалось многое по технической части, в том числе рискованные трюки в третьей октаве. Однако показалось, что певица временами побаивается давать полный звук, округлять ноты, вероятно, из опасений, что звук будет не суперлегким, а более темным, и напрасно – так могло бы быть даже интереснее. Иногда, особенно в прологе, проскальзывала плоская, почти не оперная манера пения. Что касается образа в целом, как мы уже сказали, претензии не к артистке, а к постановочному цеху.

Третья сопрано – Ирина Курманова, исполнявшая брючную партию Композитора, порадовала красотой тембра и всецело академичной, чисто оперной постановкой голоса. Однако из-за такой достаточно заглубленной манеры пения потерялось качество дикции, и в русском тексте (пролог, напомним, исполнялся в русском переводе) это было заметно.

И отметим еще одну сопрано в ролях второго плана – это Юлия Катинская (Эхо). Нежный, но устойчивый, хорошо слышимый во всех регистрах голос, идеальная интонационная точность, умение грамотно держать ансамбль и приятная сценическая внешность – вот актив этой артистки.

Совершенно невероятное визуальное и голосовое преображение совершил баритон Андрей Цветков-Толбин (Учитель музыки) – из белокурого доброго молодца в душного старикашку в роговых очках. Притом что и спето было интересно, необычно, на первый план вышла все же замечательно реализованная комическая компонента роли.

Тенор Михаил Яненко (Тенор/Бахус) пел достаточно напряженным, одинаково громким по всей партии звуком – вроде формально со всем справился, но оставил скорее впечатление тяжелого героического труда, чем какое-то вдохновляющее и радостное ощущение (как того требует сам рисунок партии и роли).

Роман Шевчук (Арлекин) даже в буффонной партии успел продемонстрировать, что он серьезный баритон, умеющий петь немецкоязычную оперу в ее исконной стилистике. Павел Паремузов (Учитель танцев), Виталий Родин (Скарамуш) и Мария Семочкина (Наяда), к сожалению, не избежали недочетов, но материал для высоких голосов тут объективно непростой у всех, даже у неглавных персонажей. Хорошей работой, проделанной над ансамблями, отметились Алексей Смирнов (Труффальдино), Александр Бородейко (Бригелла), и Ирина Кокоринова (Дриада).

В целом, несмотря на то, что исполнение оперы и солистами, и оркестром камерного театра носило некий оттенок взятия технического барьера повышенной трудности, в известной мере в азартном запале, тем не менее, спектакль не оставляет тяжелого послевкусия каторжного труда, его приятно смотреть и слушать. Да и барьер, собственно, с успехом взят, с чем коллектив театра можно только поздравить.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Рихард Штраус

Персоналии

Ариадна на Наксосе

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ