В Королевской опере Лондона завершился учебный год – известная Jetter Parker Young Artist programme распустила своих студентов, молодых певцов и будущих дирижеров, кого-то на каникулы, а кого-то выпустив в большую жизнь! Я просматриваю лист с бывшими выпускниками, и мой глаз цепляется за славянские имена – Ковент-Гарден для многих из них открыл двери в большое искусство.
В своих заметках я всегда указываю имена певцов, которые работают в этой программе, но сейчас есть повод коротко рассказать о самой Джетте Паркер, она – известный филантроп, меценат, спонсирующий молодые таланты, жена известного миллиардера Алана Паркера, без которой невозможны какие - либо серьезные благотворительные события в искусстве Великобритании и США.
Ее первый фонд Oak Foundation был основан в 1983 году, а первая помощь оказывалась одиноким матерям (Дания) и группам поддержки семьям (Зимбабве). С 1990 года гранты стали выделяться на ежегодной основе сразу в нескольких странах в рамках двух программ: защита окружающей среды и жестокое обращение с детьми (Environment and Child Abuse). Ее фонд Oak Foundation только в Индии финансирует пять программ, а с момента своего создания эта благотворительная организация выделила более чем 3 600 грантов по всему миру.
Программа Jetter Parker Young Artist ведет свой отсчет с 2001 года и продолжает поддерживать молодых певцов, дирижеров, режиссеров и педагогов в начале роста их профессиональной карьеры. Кандидаты проходят через очень жесткий конкурс — прослушивания, интервью. Затем они проводят два года в Королевском оперном театре на полной ставке, набираясь опыта, имея возможности для ежедневных индивидуальных репетиций с коучами, изучая и совершенствуя иностранные языки, принимая участия в концертах и спектаклях. Летние концерты по завершению театрального сезона — кульминация их деятельности и уникальная возможность показать себя на большой сцене в главных партиях.
В этот раз были выбраны отрывки из опер «Катя Кабанова» Яначека (2-й акт, 2-я сцена), ария из 4-го акта оперы Гуно «Мирейль», 3-й акт «Евгения Онегина», 4-ый акт «Богемы» Леонкавалло и финал «Летучей мыши» Штрауса. Непростой выбор, амбициозный. И хотя каждый из певцов этой программы обладает хорошим голосом, выступления не были абсолютно равноценными.
Впечатляюще был исполнен эпизод «Кати Кабановой», где Катерина – наша Влада Боровко – великолепно контролирующая верхние ноты, порадовала нас своим сверкающим тембром и ярким исполнением. В прошедшем сезоне она прекрасно исполнила роль Ксении в «Борисе Годунове», пела Фраскиту в «Кармен», а в марте дебютировала в «Травиате» как Виолетта.
Богатый и гладкий бас Джеймса Платта в роли Гремина затмил чуть ли не всех солистов этого вечера. Заключительная сцена благодаря Юрию Юрчику прозвучала эмоционально, несколько бледнее на его фоне выглядела Дженифер Девис (Татьяна).
Запомнились яркие тона Лорен Фаган, прочувствованно исполнившей арию «Voice la vaste plaine» из оперы Гуно «Мирейль».
Развязка «Богемы» Леонкавалло (и снова Лорен Фаган, Эмили Эдмондс, Самуэл Сакке, Самуэл Джонсон и Дэвид Шиплей) развесилила публику. Странным образом выглядел финал оперы – когда умершая Мими еще оставалась лежать на полу, на сцене вовсю уже разыгрывался эпизод из «Летучей мыши». В какой-то момент Мими, резво подскочив, превратилась в Иду, и действие, не прекращавшееся ни на секунду с момента начала «Богемы», продолжилось.
Интересно, что костюмы всех исполнителей в этот вечер были современными и повседневными — casual, за исключением Онегина и Гремина, одетых более элегантно.