Фестиваль Биргитта, проходящий в Таллине уже в 11-й раз, стал традицией в музыкальной жизни Эстонии и дополнил список многочисленных летних музыкальных событий. Этот фестиваль проходит на берегу моря, в стенах древнего монастыря Биргитта (отсюда его название), что вполне соответствует современной тенденции проводить такого рода форумы в памятных исторических местах.
За годы своего существования стены древнего монастыря стали свидетелями многих постановок опер и балетов, гала-концертов, причем год от года фестиваль становится все известнее не только у местной аудитории, но и среди многочисленных гостей Таллина, заполняющих улицы Старого города в летний туристический сезон. Поскольку я бываю на фестивале уже несколько лет, могу судить о его успехе как культурного события, об интересных исполнителях, о уже сложившейся аудитории, для которой посещение Биргитты стало важной частью музыкальной жизни. Несомненно, эти успехи и рост популярности Биргитты тесно связаны с именем его основателя и художетсвенного руководителя на протяжении 10 лет, известного эстонского дирижера Эри Класа.
Позволю себе поделиться своими впечатлениями от этого необычайно теплого и обаятельного человека – Эри Клас всегда приезжал на свой фестиваль и был его сердцем, центром всей фестивальной деятельности. В прошлом году, на десятом юбилейном фестивале маэстро уже так плохо себя чувствовал, что даже не мог пройти в зал, но с неизменной улыбкой беседовал с гостями, создавая атмосферу радости и музыкального праздника. В этом году впервые фестиваль прошел без своего основателя, но программа была составлена с его участием, и девиз фестиваля выразил уважение к памяти маэстро – «С любовью от Эри Класа».
На открытии Биргитты-2016 была представлена опера Моцарта «Так поступают все» в постановке молодой британской оперной труппы Black Cat Opera. Музыка Моцарта не впервые звучит на фестивале, театр уже ставил моцартовского «Дон Жуана» и теперь выполнил весьма непростую задачу воплощения на фестивальной сцене оперы «Так поступают все». Сложность эта связана, прежде всего, с самим произведением – оно имеет более сложную сценическую жизнь, не будучи столь известным как первые два шедевра совместного творчества Моцарта и да Понте. Во многом это связано с некой двусмысленностью сюжета и финала оперы – если в традиционных операх, как правило, происходит торжество справедливости и наказание зла, то в этой, полной комических элементов, этическая сторона неясна, как и симпатии автора. «Так поступают все» напоминает современные романы или фильмы с «открытым концом» – зритель/слушатель должен сам решить, на чьей стороне истина и кому должны быть отданы симпатии.
В истории двух молодых людей, решивших проверить верность своих возлюбленных, истории, имеющей исторические корни в различных жанрах европейского театра, очень много современных импликаций по поводу относительности «незыблемых» понятий верности и добродетели. Решение зависит от акцентов, расставленных в той или иной постановке. Мне как культурологу, была интересна, прежде всего, именно эта сторона спектакля. Постановка режиссера Кейко Сумида может быть отнесена к «актуализированным», поскольку действие проходит в условно-современных декорациях, а действующие лица одеты в современные костюмы. Но и режиссер, и эстонская художница Лилия Блуменфельд, сумели сделать эти реалии наших дней фоном, который только помогает музыке, поворотам сюжета и эмоциональной составляющей оперы. Минимализм черно-белой цветовой гаммы не отвлекает от развертывания сюжета в первом действии, белые платья Дорабеллы и Фьордилиджи подчеркивают их невинность, а трансформация Феррандо и Гульельмо показана убедительно и в тоже время комично. Если в традиционных постановках они предстают в условно-ориентальным образе, то в модернизациях это делается в зависимости от фантазии режиссера. В нынешнем спектакле Феррандо (Джеймс Севидж-Хэнфорд) и Гульельмо (Мэттью Палмер) изменяют облик при помощи темных очков, накладных усов и вкрапления яркого цвета в красных и бирюзовых туфлях. Такая же цветовая трансформация происходит с Дорабеллой (Клэр Файлер) и Фьордилиджи (Аойф ОКоннел), которые, по мере того, как они склоняются к измене, меняют белые платья на яркие красные и синие «гламурные». Визуальное решение постановки стало эстетически оправданным фоном, на котором развертывается история любви, ревности, измены и прощения. Для меня это спектакль стал историей молодости и ее ошибок во все времена, что невольно вызывали иногда улыбку, иногда сочувствие. Молодости свойственно ошибаться, молодостью легко манипулировать (как это делает Дон Альфонсо – Георге Палку) на протяжении всего действия. В этом процессе происходит взросление и становление характера, и в конце прожитого героями дня они уже не те наивные влюбленные, которыми они были всего лишь утром этого длинного дня. Об этой трансформации характера рассказал мне исполнитель роли Гульельмо молодой баритон Мэттью Палмер: «Мой герой совершает много поступков, но в этом процессе он многое осознает. Когда мы проходим через жизненные испытания, мы меняемся». Самоуверенность его героя терпит крах, но взамен появляется понимание того, что не все в жизни делается по нашему желанию. Пафос негодования сменяется пониманием необходимости внимания к другому и прощения. Героини тоже получают жизненный урок – за радости жизни надо платить, а сладкое очарование соблазна ведет к страху и унижению. Гротеск и пафос, лиризм и комичность – все это показано непринужденно и естественно, что делает этот спектакль свежим и изящным, соответствующим духу музыки Моцарта.
За музыкальную часть постановки отвечал музыкальный директор и дирижер Питер Форд, имеющий значительный опыт как пианист и дирижер в самых разных коллективах, от любительских и детских до профессиональных, оперных и хоровых. Питер много работал с музыкой Моцарта, и в постановку Black Cat Opera он привнес свой опыт и любовь к композитору. Мне удалось побеседовать с Питером Фордом – мы говорили о Моцарте, о важности его музыки для современников, о судьбе оперного искусства в наши дни. Я спросила, что делает Моцарта интересным для современной публики и в чем суть конфликта оперы «Так поступают все». Питер сказал, что Моцарт современен всегда, а каждая его опера приобретает особый смысл и интерес на том или ином этапе жизни человека. «Так поступают все» - опера «молодая», и, соответственно, были приглашены молодые исполнители, которые очень убедительны как в гротескных, так и драматических сценах, исполненных со свойственной молодостью эмоциональностью. В чем же суть оперы? По мнению Питера Форда (с которым я готова согласиться), в ней показано, что случается, если вы начинаете обращаться с людьми как с вещами – отсюда и финал, в котором свои ошибки приходится признавать всем, становясь терпимее друг к другу. Что касается восприятия оперного искусства современной публикой, Питер Форд считает, что главное – дать возможность опере говорить за себя, не превращать ее в нечто иное. С этим нельзя не согласиться – многочисленные современные эксперименты и «новаторские» постановки ставят под вопрос само существование оперы как музыкального жанра – на смену ему приходят технологические визуализации, масскультовские стратегии популяризации и постмодернистские изыски. В этой постановке опера Моцарта сохранила свою изысканную музыкальность, которую не подавляла визуальная составляющая, и в этом несомненная заслуга всего коллектива Black Cat Opera , Эстонского национального симфонического оркестра и других эстонских участников этого красивого во всех отношениях спектакля.