Сон как концепция

«Пеллеас и Мелизанда» в Экс-ан-Провансе

Дарья Денисова
Оперный обозреватель
В постановке представлен равнозначно сильный состав исполнителей, где помимо Ханниган есть такие замечательные артисты, как Стефан Дегу в образе романтичного Пеллеаса, Лоран Наури в роли жестокого и опасного Голо. Отвечающий за музыкальную составляющую спектакля дирижер Эса-Пекка Салонен заставляет нас верить героям и переживать все события вместе с ними. Сочетая предельную внимательность к нюансам с чувствительностью и эмоциональностью, он поддерживает ту атмосферу транса и саспенса, которую создает своей стилистикой Митчелл. Оркестр Филармония справляется со своей задачей на «отлично»; партитура Дебюсси звучит чарующе и головокружительно прекрасно.

Фестиваль в Экс-ан-Провансе представил в этом году новую постановку «Пеллеаса и Мелизанды» Клода Дебюсси. Читайте об этом в рецензии обозревателя Файнэншл Таймс Ширли Эпторп.

Мелизанда в своем свадебном платье падает на кровать. На носовом платке, который она сжимает в руке, красное пятно. Что это? Кровотечение из носа?

Она встает с постели и, пошатываясь, идет в ванную комнату. Когда она возвращается, видит, что вокруг ее кровати выросло дерево, и исчезли несколько напольных плиток, а Голо сидит в мрачном расположении духа. В своей новой постановке для Экс-ан-Прованса, Кэти Митчелл показывает историю Пеллеаса и Мелизанды в форме сна, сюрреалистичной и лихорадочной последовательности сцен, которая пришлась бы по душе Карлу Густаву Юнгу.

В рамках такого подхода к сюжету тревожность невесты Мелизанды выходит на новый уровень. Вот она в нижнем белье целуется с братом своего мужа на супружеском ложе, в то время как ее супруг ходит взад вперед по комнате, укачивая их ребенка. Концепция сна позволяет Митчелл вводить персонажей в те сцены, где они по идее не присутствуют, играть со временем, клонировать героев и давать им возможность сыграть то, что косвенно выражается в тексте.

В частности, этому способствуют декорации Лиззи Клачан: семейный особняк в стиле 50-х гг., который должно быть когда-то выглядел роскошно, полон мистики и тайн. Комнаты меняются, с ними все время происходят различные метаморфозы, с тихим изяществом двигаются стены, темная пожарная лестница и заброшенный бассейн привносят новый смысл и в без того многозначительное либретто Метерлинка.

В своих решениях Митчелл в большей степени полагается на физическую раскрепощенность Барбары Ханниган в роли Мелизанды. Эта певица может сделать и делает что угодно на сцене: может обнажиться, наклониться, кружиться, взбираться и падать, не теряя при этом ни одной ноты. Играя принцессу Мелизанду, Ханниган избегает наивности, вместо этого она следует какому-то внутреннему инстинкту, уделяя внимание каждой музыкальной фразе. И чтобы ни происходило с ее героиней, чувствуется, что она каким-то образом контролирует ситуацию.

В постановке представлен равнозначно сильный состав исполнителей, где помимо Ханниган есть такие замечательные артисты, как Стефан Дегу в образе романтичного Пеллеаса, Лоран Наури в роли жестокого и опасного Голо. Отвечающий за музыкальную составляющую спектакля дирижер Эса-Пекка Салонен заставляет нас верить героям и переживать все события вместе с ними. Сочетая предельную внимательность к нюансам с чувствительностью и эмоциональностью, он поддерживает ту атмосферу транса и саспенса, которую создает своей стилистикой Митчелл. Оркестр Филармония справляется со своей задачей на «отлично»; партитура Дебюсси звучит чарующе и головокружительно прекрасно.

Даже если это и не самая совершенная интерпретация «Пеллеаса и Мелизанды», тем не менее, это одна из самых интересных постановок оперы за последние годы.

Перевод с английского Дарьи Денисовой

Название статьи принадлежит редакции нашего журнала

Оригинал статьи →

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Клод Дебюсси

Персоналии

Пеллеас и Мелизанда

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ