Как известно, Геликон-опера в этом сезоне представит на суд публики оперу Пуччини «Турандот» в постановке Дмитрия Бертмана. За дирижерский пульт встанет Владимир Федосеев. Премьера запланирована на 28 января 2017 года.
В самом факте появления в Москве грандиозного последнего опуса Пуччини нет ничего сверхординарного – во всем мире он весьма востребован. Более того, данный художественный акт надо только приветствовать, ибо в московской афише этого шедевра нынче нет, хотя совсем недавно он и значился в репертуаре Большого театра.
Однако Бертман не был бы самим собой, не попытавшись приготовить для публики и музыкальной общественности сюрприз – опера будет идти без финала. Как известно, Пуччини оставил партитуру неоконченной – смерть помешала ему завершить любимое детище. Это за него сделал Франко Альфано, использовав авторские наброски финала. С тех пор именно такой вариант считается каноническим. О качествах финала Альфано до сих пор спорят музыковеды, однако такой спор представляется во многом спекулятивным. Очень соблазнительно снобистски «лягнуть» не столь знаменитого и авторитетного автора, как сам Пуччини, понимая, что ничем особо не рискуешь – как говорится, «А судьи кто?» Однако следует признать – Альфано, конечно, не Пуччини, хотя и талантливый композитор, создавший ряд весьма удачных опер, но дух и жанровую стилистику оригинала ему удалось в значительной мере сохранить, чутко следуя заветам великого мастера.
В начале 21-го века ситуация с финалом изменилась – лавры ниспровергателей традиции, признанной во всем мире, начиная с первого исполнителя «Турандот» Артуро Тосканини, не давали покоя многим. «Оживление» было спровоцировано издательством «Рикорди», которому принадлежат сохранившиеся пуччиниевские эскизы. Оно допустило до своих «закромов» (как утверждали «злые языки», не без меркантильного умысла, связанного с нюансами авторских прав на финал Альфано) итальянского авангардиста Лучано Берио, который создал новую версию финала, обнародованную в 2002 году (см. подробнее здесь). Затем к этой практике в 2008 году присоединился китайский композитор Хао Вейя. Ни один из этих вариантов не утвердился прочно в мировой оперной практике, оставшись пусть и любопытной, но экзотикой.
И все же наиболее радикальной попыткой сказать новое слово в этом вопросе можно считать не эти композиторские попытки, а «аутентичный» отказ от финала вовсе. Впрочем, Бертман здесь вовсе не является первопроходцем. Несколько лет назад на такой эксперимент решился режиссер Михаил Панджавидзе, сначала в Казани, а затем на сцене Белорусской оперы. О стилистических и жанровых проблемах подобного решения подробно написано в статье «Четвертая загадка Турандот», опубликованной на страницах нашего журнала несколько лет назад. Знаменательно, что сама жизнь внесла коррективу в безфинальную версию Панджавидзе – недавно в Минске отказались от нее, вернувшись к финалу Альфано, и опера вновь засверкала на белорусской сцене всеми гранями своей исходной эпической стилистики.
И вот грядет новая безфинальная версия «Турандот». В одном из недавних интервью Бертман торжественно возвестил: «Мы сделаем абсолютно законченную форму – как распорядилась судьба». Ну что ж, интересно, какой творческий фокус нам готовит режиссер, сотворив, если так можно сказать, из прерванной каденции полную, не изменив при этом ни одной ноты в партитуре. А мы «будем посмотреть».
Московская филармония приготовила прекрасный подарок любителям старинной оперы. В рамках абонемента «Камерные оперы в камерном зале. Музыка русской усадьбы» 22 октября в концертном исполнении прозвучит шедевр Жан-Жака Руссо «Деревенский колдун». Оперу исполнят Московский ансамбль «Солисты барокко» под управлением Андрея Спиридонова, солисты Яна Иванилова, Дмитрий Пьянов и Дмитрий Степанович.
Замечательная одноактная интермедия создана в 1752 году в Париже в разгар знаменитой «Войны буффонов» и завоевала сердца французов. По справедливому замечанию М.Мугинштейна, это «манифест нового художественного мышления: простота и органичность национальной оперы против пафоса и риторики лирической трагедии и масок-карикатур итальянской buffa».
В России опера впервые была поставлена в 1778 году любительской труппой в московском Воспитательном доме. В 1782 году она вошла в репертуар крепостного Театра Шереметевых в Кусково, где в ней блистала знаменитая Полина Жемчугова.
В 19-м – 1-й половине 20-го веков к «Деревенскому колдуну» обращались крайне редко. В 1956 году опера была записана Камерным оркестром Луи де Фромена с блистательным составом исполнителей – Н.Гедда, Ж. Мишо, М.Ру. К сценической жизни интермедия Руссо была возрождена после длительного перерыва в миланском театре Пиккола Скала дирижером Армандо Гатто в постановке Марио Миссироли с хореографией Леонида Мясина (солисты – Адриана Мартино, Луиджи Альва и Ренато Капекки).
В новом сезоне главный американский театр порадует публику шестью премьерами. Первая из них – «Тристан и Изольда» – уже состоялась 26 сентября. Всего в премьерной вагнеровской серии до 27 октября будет показано 8 представлений. Рецензию на эту постановку читайте в сегодняшнем выпуске нашего журнала.
Среди других премьер:
18 октября – «Вильгельм Телль» Россини (совместная постановка с Нидерландской оперой). Дирижер Фабио Луизи, режиссер Пьер Оди, солисты Марина Ребека (Матильда), Брайан Химель (Арнольд), Джеральд Финли (Телль) и др.
31 декабря – «Ромео и Джульетта» Гуно (Совместная постановка с Ла Скала и Зальцбургским фестивалем). Дирижер Джанандреа Нозеда, режиссер Бартлет Шер. В первом составе на заглавные партии заявлены Диана Дамрау и Виттори Григоло.
2 февраля – «Русалка» Дворжака. Дирижер Марк Элдер, режиссер Мэри Циммерман. В титульной партии Кристина Ополайс.
13 апреля – «Кавалер розы» (совместная постановка с Ковент-Гарденом и туринским Театром Реджо). Дирижер Себастьян Вайгле, режиссер Роберт Карсен. В спектакле заняты Рене Флеминг (Маршальша), Элина Гаранча (Октавиан), Гюнтер Гройсбек (Барон Окс), Мэтью Поленцани (Итальянский певец) и др.
Как всегда, 7 декабря в день Св. Амвросия миланский театр Ла Скала откроет свои двери перед любителями оперного искусства, чтобы возвестить о начале очередного сезона. В этот день в театре прозвучит шедевр Пуччини «Мадам Баттерфляй» в миланской (1-й) редакции.
За дирижерский пульт встанет Риккардо Шайи, дирижер-постановщик спектакля Алвис Херманис. В главных партиях выступят Мария Хосе Сири (Чио-Чио-сан) и Брайан Химель (Пинкертон). В других ролях заняты Карлос Альварес (Шарплес) и Аннализа Строппа (Сузуки).
До начала миланского сезона еще далеко и в следующих выпусках журнала мы расскажем о других премьерах театра, среди которых центральное место, безусловно, занимает постановка «Сороки-воровки» Россини, приуроченная к 200-летию со дня мировой премьеры опуса на сцене Ла Скала.
Во Франкфурте решили вспомнить «Марту», забытый шедевр Фридриха фон Флотова. В 19-м – начале 20-го веков эта опера входила в список самых исполняемых оперных произведений мирового репертуара. Когда-то в ней блистали А. Бозио, А. Патти, М. Зембрих, М. Фаверо, Л. Альбанезе, Д. Марио, Э.Карузо, Л. Собинов, Б. Джильи, Р. Такер и другие оперные звезды. Вторая половина 20-го века не была благосклонна к «Марте». И эту превосходную музыку, практически, забыли.
И вот новая постановка, премьера которой состоится совсем скоро – 16 октября. Спектакль готовят дирижер Себастьян Вайгле и режиссер Катарина Тома – имена достаточно известные в оперном мире. На заглавную роль приглашена сопрано Мария Бенгтссон. Российская оперная публика знает ее по выступлениям в партии Донны Анны на предыдущих московских гастролях театра Ла Скала. В партии Лионеля – тенор А. Дж. Глукер, недавний полуфиналист конкурса Опералия-2016. Вторую пару составят контральто Катарина Магиера (Нэнси) и баритон Бьорн Бюргер (Плумкетт), недавно с успехом спевший россиниевского Фигаро в Глайндборне.
Что ж, а нам остается только ждать, когда российские театры, в давние времена с удовольствием ставившие «Марту», окинут более широким взором просторы комического оперного репертуара прошлых веков и наряду с «Цирюльниками» и «Эликсирами» вновь вспомнят о чудесных мелодиях немецкого романтика.
Геликон-опера, Ла Скала, Метрополитен-опера
Театры и фестивали
Персоналии
Произведения