Концертное исполнение оперы Петра Ильича Чайковского «Иоланта» в КЗЧ завершило 26 сентября 2016 года VIII Большой фестиваль Российского национального оркестра. За дирижёрским пультом стоял художественный руководитель РНО и фестиваля Михаил Плетнёв.
«Иоланта» – последняя из восьми сохранившихся опер Чайковского (две партитуры автор уничтожил). Даже с либретто, изуродованным советской цензурой, она привлекает мистичностью и высоким идеализмом. Природа слепоты Иоланты не физического, а духовного плана. Она не знает, что такое свет, и посему не может его хотеть. Не знает она и что такое «видеть». Это как величие Библии, которое нельзя понять, не прочтя её. Всё это просвечивает даже через искажённый текст. Но главное – эта идея пронизывает всю гениальную музыку оперы, что невозможно полностью скрыть никаким текстом.
Кстати, Иоланта не могла знать Библию, ведь в самом её начале, повествующем о сотворении мира, говорится, что Бог создал свет («чудный первенец творенья, лучший миру дар Творца»), о чём она знать не должна! А раз Библия ей незнакома, значит, Иоланту нельзя назвать христианкой в полном смысле. Это одна из логических нестыковок сюжета. Правда, такие нестыковки можно обнаружить почти в любом оперном либретто. Отнесём их к условности оперы как жанра.
Композитор впервые прочёл перевод пьесы датского писателя Генриха Герца «Дочь короля Рене» в 1884 году – и она заинтересовала его, но руки до неё так и не дошли. В 1888 году пьесу поставили в Малом театре в переделке Владимира Зотова. Этот текст и лёг в основу либретто, заказанного брату композитора Модесту Чайковскому. Пётр Ильич приступил к работе над «Иолантой» 10 июля 1891 года, а уже в декабре была закончена оркестровка. Премьера состоялась 6 (18) декабря 1892 года на сцене Мариинского театра. «Иоланта» была заказана композитору как одноактная опера, и на премьере шла в паре с двухактным «Щелкунчиком». Интересен вариант, предложенный самим Чайковским, – в паре с «Иолантой» представить одноактную оперу девятнадцатилетнего Сергея Рахманинова «Алеко», которая произвела на него сильное впечатление. Но это предложение не было принято – в пару с одноактной оперой по канонам того времени нужен был именно балет. «Щелкунчик», как известно, зажил впоследствии отдельной жизнью, невольно породив так называемую проблему «Иоланты» – невостребованность этой оперы на мировых сценах из-за её краткости. В прошлом году театр Метрополитен, например, объединил её с «Замком герцога Синяя Борода» Б. Бартока. Сейчас высказываются интересные предложения о создании нового балета специально в пару к «Иоланте». Время покажет.
* * *
От заключительного концерта фестиваля РНО ждали откровения. Его не получилось. Точнее, получилось, но далеко не во всём. Наиболее интересным, разумеется, стало выступление дирижёра. С самого оркестрового вступления, написанного только для деревянных духовых и валторны, создающих мрачную атмосферу отсутствия света в мире Иоланты, исполнение Плетнёва подчёркивает резкие контрасты. Вступление переходит в идилическую картину сада Иоланты. Но и тут прорывается тревога и томление духа героини. Она повзрослела и интуитивно стала ощущать: чего-то в жизни ей не хватает. Потом опять нежный хор, убаюкивающий Иоланту. Всё неспешно и красиво.
Появление короля Рене и мавританского врача Эбн Хакиа переводит действие из жанра красивой сказки в русло философских размышлений. Их вершина – ария Эбн Хакиа «Два мира – плотский и духовный…». Она перекликается с мыслями о единстве Бога и природы Бенедикта Спинозы, учением которого был в то время увлечён Чайковский.
С появлением двух заблудившихся рыцарей действие и музыка резко переходят от медитативности к действию. Характер музыки всё чаще приобретает черты марша, что снижает порой пафос философской притчи до бытового уровня. Особенно это заметно в финальном секстете и хоре, которые излишне ритмизированы. Вместо хвалебного гимна Господу и созданному им свету возникает ощущение чуть ли не пионерского марша с чётким тактированием и акцентом на сильной доле.
Что касается исполнителей, то неясно, по какому принципу осуществлялся их подбор. Зачем понадобилось приглашать баритона Дмитрия Варгина из Германии, а тенора Виктора Антипенко из США, когда в Москве есть певцы куда более интересные.
Лучшим среди вокалистов стал азербайджанский баритон Эльчин Азизов. Его Эбн Хакиа был великолепен и вокально, и драматически. Он поистине явил собой представителя восточной арабской учёности и мудрости. К тому же у него отличная дикция.
Хорош был в целом бас из Большого театра Пётр Мигунов (король Рене), хотя в начале своей коронной арии он был позиционно неточен. Певец будто бы не сразу попал в нужный тон, немного «поблуждав», но быстро нашёл его – и в остальной части арии был просто великолепен.
Дмитрий Варгин в партии Роберта выступил неудачно. Мало того, что он неточно интонировал, но ещё был небрежен ритмически и не всегда совпадал с оркестром. Не лучше выглядел Водемон – тенор Виктор Антипенко. Резко и некрасиво звучали его открытые верха. Исполнители двух практически главных партий нещадно форсировали голоса и перенапрягали связки, что не могло не сказаться на качестве вокала. Но настоящую катастрофу являл вкус обоих певцов – вернее, отсутствие такового. С такими манерами их обоих, особенно Виктора Антипенко, ждут в «Романтике романса». Когда пел Варгин, то казалось, что хуже быть не может. Но вот запел Антипенко, и оказалось, что такое возможно.
У исполнительницы заглавной партии белорусской сопрано Анастасии Москвиной красивый по тембру голос, который приятно слушать, однако, в целом ее выступление нельзя назвать ровным. В первой половине оперы, когда Иоланта томится смутным пониманием, что не все в порядке в ее жизни, когда она спрашивает об этом свою кормилицу Марту («Отчего это прежде не знала…»), голос певицы льется свободно. Но в дуэте с Водемоном партнер настолько форсировал свое звучание, что вынудил Москвину последовать за ним, что в результате привело к крикливым нотам в верхнем регистре. Все те же резкие верха подвели её и в заключительном секстете.
Женские партии Марты (меццо Светлана Шилова), Бригитты (сопрано Маргарита Иванова) и Лауры (меццо Александра Кадурина) были исполнены на хорошем уровне. Достойно прозвучала женская группа Государственного хора им. А. Д. Кожевникова Московской областной филармонии.
Театры и фестивали
Персоналии
Произведения