Фестиваль Василия Ладюка открылся оперой Верди «Трубадур»

Фестиваль Василия Ладюка открылся оперой Верди «Трубадур»
Специальный корреспондент
Ладюк подобрал себе партнеров практически исключительно силового типа звукоизвлечения, особенно это относится к солистам Большого, которым было откровенно тесно в компактном зале «Новой оперы». Да и сам Ладюк, певец высокой звуковой культуры, вслед за ними подчас поневоле поддавался соблазну подгрузить звук, как бы это не было утомительно для певца, ранее чаще певшего более лирический репертуар. Впрочем, вердиевский материал благоволит громкому, насыщенному пению. В целом, Ладюк сохранил за собой вокальное лидерство на собственном мероприятии, звучал уверено, наиболее вышколенно, округло и благородно из всех, хотя, конечно, тембр его совсем не «злодейский».

III Музыкальный фестиваль Василия Ладюка «Опера Live» открылся 14 октября 2016 года оперой Верди «Трубадур» на сцене московского театра «Новая опера». Несмотря на название, программу составляют концертные мероприятия, и «Трубадур» – единственное исключение, полноценный сценический театральный оперный продукт (вторая опера – «Фауст» Гуно – запланирована на декабрь только в концертном исполнении).

«Трубадур» – один из лучших репертуарных спектаклей театра «Новая опера», солистом которого много лет остается Василий Ладюк. Выбор этого спектакля для открытия фестиваля понятен – партия Графа ли Луны – знаковая для баритонов и Ладюк ее в этот вечер исполнял впервые.

В Большом театре, откуда двух своих коллег пригласил Ладюк, «Трубадура» нет и не предвидится, а возможность спеть в такой великой опере ценна для певцов, ну и зрителю увидеть в ней новые персоналии на сцене, тем более мастеров хорошего уровня, тоже очень приятно. И сам спектакль – не содержащий режиссерского экстрима, с не очень сложными разводками, без каких-либо «акробатических упражнений», где даже поединки врагов «подразумеваются», а реально все батальные сцены играет хор – как будто изначально задуман так, чтобы вводы новых солистов в него было делать максимально просто.

О постановке, премьера которой состоялась 16 декабря 2012 года, наш журнал уже неоднократно писал, поэтому добавлю только несколько слов от себя. Команда европейских специалистов (музыкальный руководитель Ян Латам-Кёниг, режиссер Марко Гандини, сценография Итало Грасси, костюмы Симона Моррези, свет Вирджинио Леврио) сделала постановочно-нейтральный продукт, очень удачно расположившийся ровно на середине дороги от «нафталинового реализма» к «радикальному осовремениванию». Световые конструкции в нем схематично замещают декорации, а костюмы и визуальные решения персонажей – скорее, в духе фэнтези с историческим уклоном, нежели правдиво исторические: доспехи воинов из объемной кожи, цыгане – просто абстрактные сказочные разбойники или бродячие циркачи в зеленом, цыганки – атлетичные, в топиках и легких брючках (чего категорически не могло быть ни в исторической Европе, ни в мусульманском мире), Леонора в финальной сцене появляется в кожаном платье и замшевых ботфортах, монахини ходят в нежно-розовых одеяниях, а Азучена не покрывает голову с коротко остриженными седыми волосами и тяжело ступает по сцене, поднимая руки, как будто удерживая равновесие. Последний образ в некотором роде перенастраивает и драматургию: вид и поведение старухи дают четкие ассоциации с безумием, в ней мало материнской любви и совсем нет заботливости. Как итог, герои де факто ценой своих жизней обслуживают навязчивую идею Азучены про подмененного и сожженного младенца. Путанность сюжета при таком раскладе перестает быть недостатком либретто, а оказывается весьма даже к месту – цыганка сама толком не понимает, что она вспоминает, что приврала, а где и вовсе галлюцинации, но сын, тем не менее, обязан делать и принимать на веру то, что считает нужным теряющая рассудок мать.

Как и во многих спектаклях «Новой оперы», очень хорошо выверены хоровые эпизоды (хормейстеры Наталья Попович и Андрей Лазарев), на этот раз порадовала мужская группа хора. А вот об оркестре, к сожалению, в эпитетах превосходной степени сказать не получится – прямо сразу в коротком оркестровом вступлении к первому акту в медной группе случился неприятный кикс, и в дальнейшем мелкий брак время от времени проскальзывал. В то же время, концептуально дирижер Лоран Кампеллоне провел спектакль в исконно итальянском духе – ярко, экспрессивно и очень энергично, иногда даже слишком энергично – не давал зрителю не то что уснуть, но даже и вздохнуть, подстегивал темпы и пренебрегал привычными замедлениями-оттяжками, где вокалист бы мог покрасоваться. По динамике никакой поблажки и уступки дороги для солистов тоже не было – но они, собственно, в этом и не нуждались.

Ладюк подобрал себе партнеров практически исключительно силового типа звукоизвлечения, особенно это относится к солистам Большого, которым было откровенно тесно в компактном зале «Новой оперы». Да и сам Ладюк, певец высокой звуковой культуры, вслед за ними подчас поневоле поддавался соблазну подгрузить звук, как бы это не было утомительно для певца, ранее чаще певшего более лирический репертуар. Впрочем, вердиевский материал благоволит громкому, насыщенному пению. В целом, Ладюк сохранил за собой вокальное лидерство на собственном мероприятии, звучал уверено, наиболее вышколенно, округло и благородно из всех, хотя, конечно, тембр его совсем не «злодейский».

Интригой вечера была Азучена – приглашенная звезда Олеся Петрова, лауреат II премии конкурса Галины Вишневской 2006 года, II премии XIII Международного конкурса имени Чайковского 2007 года и обладатель ряда других регалий. Нынешняя форма певицы хороша для этой партии, голос очень энергичный, упругий, собранный. В нем нет характерного для большинства меццо излишнего заглубления, округления и качания, мешающего преодолевать все зигзаги этой технически насыщенной партии. Петрова прозрачно пропевает все написанное в партитуре, легко проходит межрегистровые барьеры, четко следует всем предписанным автором контрастам, одаривает густыми звучными низами и красивым mezza voce наверху. Единственный минус – несколько истеричные форте на крайних верхних нотах, полноценно озвученные по динамике, но не особенно эстетичные (впрочем, не факт, что на то была воля певицы, а не дирижера).

Партию Леоноры исполнила солистка Большого театра Анна Нечаева (она ее уже пела в 2014 году в Латвийской национальной опере, теперь пришло время и московской сцены). Певица очень привлекательна внешне и обладает прекрасным голосом, очень мощным и звонким, с твердой подачей и проработанной драматической компонентой. Временами казалось, что она немножко спутала Леонору с Аидой. «Трубадур» все же относится к более раннему этапу творчеству Верди, его место между «Риголетто» и «Травиатой», когда сохраняется еще значительная доля белькантовой звуковой эквилибристики, бисерных мелких длительностей – это удалось певице не идеально. Совсем быстрые пассажи она заметно прибирала на пиано, остальное выдавала практически убойным для такого зала звуком.

Тенор Большого Олег Долгов уже пел партию Манрико в «Новой опере» и в нескольких московских концертных исполнениях, поэтому насчет него было меньше всего сомнений. Он тоже уводит партию в сторону крепкой, силовой трактовки, но в меру, без противоречия авторскому замыслу. К сожалению, в знаменитой стретте дирижер взял такой лихой темп, что определять, красиво ли спел солист, было просто некогда – все ноты, включая вставную, взять успел, и на том спасибо. Лирические номера можно упрекнуть в некоторой излишней старательности, которая была заметна, хотелось как-то побольше трепетности и нежности, но, в целом, трудная партия певцу удается неплохо.

Штатные солисты «Новой оперы» – Виталий Ефанов (Феррандо), Ирина Ромишевская (Инес), Максим Остроухов (Руиц, гонец), Дмитрий Орлов (Старый цыган) – пели ровно, уверенно, создавали прекрасный базис, на фоне которого могли блистать приглашенные звезды.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Новая Опера

Театры и фестивали

Василий Ладюк

Персоналии

Трубадур

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ