Римский «Бал-маскарад» удался

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент
Новая постановка Лео Мускато, созданная совместно с Оперным театром Мальмё – не шокирует, не раздражает, в ней нет ничего необычайно оригинального и в то же время откровенно неуместного. Надёжный спектакль, герои которого приближены к оригинальной обстановке, костюмы не вызывают нареканий (Сильвия Аймонино). Но художник по цвету (Александро Верацци) сумел использовать все возможности, чтобы наполнить красками все эпизоды действия, особенно выразительно свет был подан на встрече Амелии и Ренато, когда на глазах «сгущались тучи», и чувствовалось, как в зале нарастает напряжение. Важную роль цветовая окраска сыграла и в сценах бала.

Наш корреспондент Людмила Яблокова побывала 22 октября в Римской опере на «Бале-маскараде» Верди. Это был четвертый спектакль новой постановки (копродукция с Оперой Мальмё), премьера которой состоялась 16 октября. Предлагаем читателям ее отзыв о спектакле.

Римская опера! Заручившись информацией о том, что театр был построен в 1880 году, и проигнорировав частичные «перестройки» 1926 и 1958 годов, я представила себе пышное здание, украшенное богатыми скульптурами, и была искренне разочарована тем, что увидела – рядовое здание, серое, угловатое, с невыразительными оконцами, слегка приоткрытыми, меньше всего похожее на театр в Риме, даже при том, что он был окружен эспланадой, уставленной горшками с «жиденькими» пальмами! К счастью, это было мое единственное разочарование в этот вечер!

Театр был полон. Несмотря на то, что сиденья в партере не выстраиваются по наклонной, как в английских оперных театрах, сцена была видна хорошо, даже в конце партера. Многочисленные ложи, отделенные друг от друга строгой полуаркой, увенчанными бра, скромно убранные, без каких-либо излишеств и орнаментов, расположены на четырёх ярусах, и все они были заполнены зрителями. Типичная театральная бордовая обивка кресел может быть и требовала замены, но публика явно компенсировала несколько «уставшее» убранство театра. Она была нарядна, красочна, эмоциональна и чрезвычайно разговорчива, увы, даже во время представления. Тем не менее, сладкая болтовня элегантных итальянских дам, которые легко проигнорировали строгий молчаливый упрек француза, сидящего справа, привнесла особую атмосферу и определённый колорит в это мое посещение римской оперы.

В этом театре – прекрасная акустика. И с первых звуков оркестра стало понятно, что в этих стенах играют настоящую оперу. Это была мелодрама Верди под названием «Бал-маскарад», в которой главную партию пел итальянский тенор Франческо Мели – Густав Третий или Рикардо (программка обозначила два имени героя). Тенор продемонстрировал прекрасный тембр, его пение было полно страсти, а актерская игра убедительной. Он играл так, как если бы действительно был королем Густавом.

В итальянской опере – все «просто». Барометром качества исполнения служит сама аудитория, щедрая на браво. Мне не пришлось, к счастью, испытать в этот вечер явного зрительского недовольства и букания, но гробовая тишина после завершения арии – тоже весьма показательно. Она пришлась на выступление певицы, исполняющей роль Амелии – сопрано китайского происхождения Хюи Хе. Училась оперному искусству артистка на западе, завоевала несколько международных наград, в том числе в 2000-ом году взяв один из призов Пласидо Доминго. Самая популярная роль в ее репертуаре – мадам Баттерфляй. Присутствие певицы на сцене как Амелии оказалось довольно примечательным, она обладает вокальной мощью, но звук ее «качался», растекался, не производя должного эффекта. И визуально она как-то не вписывалась в общую картинку, и это было более чем очевидно!

В партии гадалки Ульрики предстала американка Долора Заджик – одна из ярчайших драматических меццо-сопрано, исполняющих музыку Верди. Без видимого напряжения она справилась со своей 20-минутной сложной насыщенной ролью в первом акте, ошеломив не только героя, но и зрителя силой своих предсказаний. Долора – поражает! Ей – шестьдесят два, но голос ее, как признался мне ее фанат, по случаю оказавшийся по соседству и пришедший именно на нее, становится «с каждым годом более впечатляющим и мощным».

Ренато в исполнении Симоне Пьяццоллы достиг великолепных выразительных высот. Бурные и продолжительные аплодисменты буквально взорвали тишину притихшего зала.

Еще одно открытие вечера для меня - в этой постановке «Бала Маскарада» была задействована итальянское сопрано Серена Гамберони. Она великолепно чувствует роль Оскара, исполняет ее часто, в том числе и на сцене Королевской оперы в Лондоне, но, надо признаться – в этот раз ее игра и пение было просто откровением. Свою труднейшую партию Серена исполнила с легкостью и изысканностью, показав безупречную чистоту вокала и четкую, изящную колоратуру. По-актерски – комична, иногда напыщенна, но всегда – убедительна! Как это, впрочем, бывает часто, она часто выступает в одном спектакле со своим мужем, Франческо Мели, с которым не только великолепно чувствует себя на сцене, но и дома, воспитывая вместе с ним двух очаровательных детей.

Дирижировал в этот вечер испанский дирижер, и однозначно, что успех вечера строился в равной степени как на вокале опытных и великолепных певцов, так и на безупречном, тонко настроенном музицировании оркестра Teatro dell’Opera под руководством Хесуса Лопеса-Кобоса с его филигранной огранкой волшебных музыкальных фраз Верди. Начиная с увертюры, с заговорщицкого диалога духовых инструментов и отрывистых, но тихих пиццикато струнных стало понятно, что это мое маленькое римское приключение с посещением итальянской оперф – большая удача!

Новая постановка Лео Мускато, созданная совместно с Оперным театром Мальмё – не шокирует, не раздражает, в ней нет ничего необычайно оригинального и в то же время откровенно неуместного. Надёжный спектакль, герои которого приближены к оригинальной обстановке, костюмы не вызывают нареканий (Сильвия Аймонино). Но художник по цвету (Александро Верацци) сумел использовать все возможности, чтобы наполнить красками все эпизоды действия, особенно выразительно свет был подан на встрече Амелии и Ренато, когда на глазах «сгущались тучи», и чувствовалось, как в зале нарастает напряжение. Важную роль цветовая окраска сыграла и в сценах бала.

Где еще так позаботятся о зрителе, как в Риме? А потому – буквально пара слов о программке, она того заслуживает! Это солидный труд, включающий в себя, конечно же, полное либретто на итальянском. Но содержание оперы было рассказано на шести языках, в том числе и на русском. Нас ждут в римской опере! Русскому туристу там рады! Так что быть в Риме и не побывать в опере – все равно, что быть в Вечном городе и не посетить Колизей!

Фото с сайта театра

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Римская опера

Театры и фестивали

Бал-маскарад

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ