Какими достоинствами должна обладать постановка «Трубадура» немецкого режиссера Давида Бёша, чтобы возникла идея вернуть ее на сцену всего лишь спустя полгода? Разве что солистами…
Скучные, как тот прошлогодний снег, едва прикрывший черную обожженную «землю» сцены, «приукрашенную» витками колючей проволоки, сдобренную граффити и странными видениями в ночном небе – декорации обошлись явно не в копеечку Королевской опере. Зато нынче менеджмент компании проявляет чудеса виртуозности, предлагая все возможные и невозможные скидки, чтобы продать билеты на оставшиеся восемь спектаклей из одиннадцати заявленных и как-то заполнить зал. Кстати, первое, что бросилось в глаза при входе в театр – какая-то непривычная для Ковент-Гардена немноголюдность — в холлах, в буфетах, и это — за двадцать минут до начала спектакля?
Может быть, один из критиков, посоветовавший публике «держаться подальше и тратить свои деньги на оперу где-то в другом месте», был слишком категоричен, но «притягивать за уши» легенды 16 века, придавая им якобы современную и актуальную концепцию, есть не что иное, как эстетическое уродство.
Да, жизнь – она рядом. Да, может быть, тревожные сцены с унижением солдатами заключенных ассоциируются с событиями недавних конфликтов! Вот вам реалии прошедшего воскресенья: взрывы в Каире, Стамбуле, в столице Сомали Могадишо. И те же картинки, что и на сцене! Наш современный мир – чуть ли не сплошная военная зона, но за этим ли мы идем в оперу?
Я допускаю, что режиссер претендовал на то, чтобы его постановку рассматривали как многозначительную и серьезную работу, а не просто как мелодраму, но как раз этой цели он и не достиг.
Опера началась... Уже отыграли первые две сцены, где мистический Трубадур признается в своей любви к Леоноре, где рассказывается история исчезновения младшего брата-младенца графа ди Луна и какую роль во всем этом сыграла старая цыганка, историю дочери которой нам еще предстоит узнать, а также лирическая сцена, где в темноте ночи Леонора обнимает не любимого, а ненавистного… Но подлинное драматическое начало истории ощущается с первой сцены второго акта, с цыганского лагеря, а по сути — с Азучены в исполнении Аниты Рачвелишвили.
Именно она и именно благодаря ее трагизму, страстности удалось зажечь, воодушевить остальных и вытащить постановку из неминуемого, казалось бы, и вокального — если не краха, то забвения. Даже игра оркестра изменилась в этом акте, а дирижер Ричард Фарнс, словно заразившись ее энтузиазмом, извлек из оркестровой ямы уточненные, эмоционально прочувственные звуки и – однозначно – более энергичные. И вся опера – зазвучала, действие пошло по возрастающей, достигнув своей кульминации в финальной сцене.
Партнером Аниты по сцене был в эту минуту Трубадур — Нажмиддин Мавлянов, который со всей пылкостью откликнулся на ее страстное выступление. У Мавлянова очень приятный звук, сильный голос, но за исключением сцен с Анитой, его сценической матерью, кажется, что он ведет себя несколько отстраненно, сдержанно, а актерские навыки, на мой взгляд, требуют усовершенствования. Что-то стесняло его на сцене. Может быть, неудачная постановка?
Итальянское сопрано Мария Агреста как Леонора к концу спектакля звучала прекрасно, ее чистый и ясный, проникновенный и трогательный, полный лиризма голос расцвел в полную силу. Гавайский баритон Куин Келси исполнил роль графа Ди Луны в целом хорошо.
И снова несколько слов о Рачвелишвили. Выйдя на поклон после Аниты, Мария Агреста подошла к ней и, взяв за руку, что-то сказала… Готова поспорить – она выразила ей свое восхищение. Зал свистал, орал «браво», награждая солистку действительно бурными аплодисментами. Конечно, публика была благодарна и Агреста, и Мавлянову и Келси, но нельзя было не прочувствовать, что зрительская симпатия полностью отдана грузинской певице.
Рада, что вечер не пропал зря, счастлива тем, что солисты сделали невозможное и вывели на достойный вокальный уровень третий спектакль этого возобновления, хотя премьеру, говорят, все-таки провалили. Оценка — две звезды! Королевской-то Опере! Впрочем, совершенно не уверена, что плоская продукция Дэвида Боша вообще заслуживает даже и первого возобновления, не говоря уж о последующих — созданная без вдохновения, она откровенно скучна!