Скучный «Трубадур» в Королевской опере

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент
Рада, что вечер не пропал зря, счастлива тем, что солисты сделали невозможное и вывели на достойный вокальный уровень третий спектакль этого возобновления, хотя премьеру, говорят, все-таки провалили. Оценка — две звезды! Королевской-то Опере! Впрочем, совершенно не уверена, что плоская продукция Дэвида Боша вообще заслуживает даже и первого возобновления, не говоря уж о последующих — созданная без вдохновения, она откровенно скучна!

Какими достоинствами должна обладать постановка «Трубадура» немецкого режиссера Давида Бёша, чтобы возникла идея вернуть ее на сцену всего лишь спустя полгода? Разве что солистами…

1/2

Скучные, как тот прошлогодний снег, едва прикрывший черную обожженную «землю» сцены, «приукрашенную» витками колючей проволоки, сдобренную граффити и странными видениями в ночном небе – декорации обошлись явно не в копеечку Королевской опере. Зато нынче менеджмент компании проявляет чудеса виртуозности, предлагая все возможные и невозможные скидки, чтобы продать билеты на оставшиеся восемь спектаклей из одиннадцати заявленных и как-то заполнить зал. Кстати, первое, что бросилось в глаза при входе в театр – какая-то непривычная для Ковент-Гардена немноголюдность — в холлах, в буфетах, и это — за двадцать минут до начала спектакля?

Может быть, один из критиков, посоветовавший публике «держаться подальше и тратить свои деньги на оперу где-то в другом месте», был слишком категоричен, но «притягивать за уши» легенды 16 века, придавая им якобы современную и актуальную концепцию, есть не что иное, как эстетическое уродство.

Да, жизнь – она рядом. Да, может быть, тревожные сцены с унижением солдатами заключенных ассоциируются с событиями недавних конфликтов! Вот вам реалии прошедшего воскресенья: взрывы в Каире, Стамбуле, в столице Сомали Могадишо. И те же картинки, что и на сцене! Наш современный мир – чуть ли не сплошная военная зона, но за этим ли мы идем в оперу?

Я допускаю, что режиссер претендовал на то, чтобы его постановку рассматривали как многозначительную и серьезную работу, а не просто как мелодраму, но как раз этой цели он и не достиг.

Опера началась... Уже отыграли первые две сцены, где мистический Трубадур признается в своей любви к Леоноре, где рассказывается история исчезновения младшего брата-младенца графа ди Луна и какую роль во всем этом сыграла старая цыганка, историю дочери которой нам еще предстоит узнать, а также лирическая сцена, где в темноте ночи Леонора обнимает не любимого, а ненавистного… Но подлинное драматическое начало истории ощущается с первой сцены второго акта, с цыганского лагеря, а по сути — с Азучены в исполнении Аниты Рачвелишвили.

Именно она и именно благодаря ее трагизму, страстности удалось зажечь, воодушевить остальных и вытащить постановку из неминуемого, казалось бы, и вокального — если не краха, то забвения. Даже игра оркестра изменилась в этом акте, а дирижер Ричард Фарнс, словно заразившись ее энтузиазмом, извлек из оркестровой ямы уточненные, эмоционально прочувственные звуки и – однозначно – более энергичные. И вся опера – зазвучала, действие пошло по возрастающей, достигнув своей кульминации в финальной сцене.

Партнером Аниты по сцене был в эту минуту Трубадур — Нажмиддин Мавлянов, который со всей пылкостью откликнулся на ее страстное выступление. У Мавлянова очень приятный звук, сильный голос, но за исключением сцен с Анитой, его сценической матерью, кажется, что он ведет себя несколько отстраненно, сдержанно, а актерские навыки, на мой взгляд, требуют усовершенствования. Что-то стесняло его на сцене. Может быть, неудачная постановка?

Итальянское сопрано Мария Агреста как Леонора к концу спектакля звучала прекрасно, ее чистый и ясный, проникновенный и трогательный, полный лиризма голос расцвел в полную силу. Гавайский баритон Куин Келси исполнил роль графа Ди Луны в целом хорошо.

И снова несколько слов о Рачвелишвили. Выйдя на поклон после Аниты, Мария Агреста подошла к ней и, взяв за руку, что-то сказала… Готова поспорить – она выразила ей свое восхищение. Зал свистал, орал «браво», награждая солистку действительно бурными аплодисментами. Конечно, публика была благодарна и Агреста, и Мавлянову и Келси, но нельзя было не прочувствовать, что зрительская симпатия полностью отдана грузинской певице.

Рада, что вечер не пропал зря, счастлива тем, что солисты сделали невозможное и вывели на достойный вокальный уровень третий спектакль этого возобновления, хотя премьеру, говорят, все-таки провалили. Оценка — две звезды! Королевской-то Опере! Впрочем, совершенно не уверена, что плоская продукция Дэвида Боша вообще заслуживает даже и первого возобновления, не говоря уж о последующих — созданная без вдохновения, она откровенно скучна!

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ковент-Гарден

Театры и фестивали

Трубадур

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ