Невесёлая история с Каем и Гердой

Премьера оперы Сергея Баневича в Мариинском театре

Премьера оперы Сергея Баневича в Мариинском театре
Оперный обозреватель
Просто – расскажите старую сказку так, чтобы она сегодня зацепила, а не просто сладко умилила. В достаточной мере философичная андерсеновская история, сращенная с высокопрофессиональной партитурой достойна большего, нежели набор иллюстративных (или даже просто нелепых, как сцена с Оленем) эпизодов. С не очень подготовленным хэппи-эндом, поскольку Герда, даже по законам данной инсценировки, ближе к развязке ну ровно ничего не сделала, чтобы выручить Кая, и с Королевой никак не боролась – просто появилась и что-то невнятно спела. Скажете, условности оперы? Боюсь, другое. Степанюк — режиссёр сильный и оригинальный, похоже, что это плата за творческий компромисс.

Если исходить из умозаключения, что наши дети и внуки окончательно очерствели в общении с гаджетами, книжки не читают, слёзы сентиментальные, приличествующие детству и отрочеству, не льют, «История Кая и Герды» в старом добром Мариинском – самое то. Спектакль словно проявился из прошлого века, из времён «Бременских музыкантов», «Ласкового мая», «Миллиона алых роз» и прочего, милого сердцу зрелого поколения.

Музыка в спектакле красивая, чувства красивые, домики светящиеся тоже, северное сияние в меру эффектно, на коньках, то бишь, на роликах артисты катаются лихо…

Пожалуй, несовпадение со временем, не считая роликов, – только модное слово и техническая данность – видеоконтент. Совокупность видеоматериалов, составляющих содержимое чего-либо – как гласит викисловарь. В общем, обаяние винтажа порушено двумя модными явлениями – этой самой совокупностью и катанием на роликах. Последнее теперь настолько актуально, что за последний месяц посчастливилось наблюдать фигурное катание на пяти (!) сценах музыкальных театров: в Питере на несуразном представлении «Демон Онегина», на мюзикле «Летучий корабль», ещё на мюзикле «Алиса в стране чудес», в Москве на мюзикле «Анна Каренина». Ну и, наконец, в опере «Кай и Герда».

По совместительству в этой опере ещё и поют. Правда, поют как-то не очень. Героиню почти не слышно, Маленькая Разбойница больше говорит и кричит, чем поёт, у мужчин голоса вибрируют или выдают безтембровое звучание. Единственное удовольствие для слуха, это Снежная королева Анны Кикнадзе с её грудным бархатным голосом и ровным объёмным звуковедением. Сказать, что оркестр безукоризненный, тоже не удаётся. Дирижёр Заурбек Гугкаев на премьере не столько вёл музыку, сколько она вела его. Аккуратно так, чтобы оркестровая ткань не расползалась.

Но в целом, честно говоря, шутить как-то грустно. Постановка приурочена к юбилею заслуженно любимого композитора Сергея Баневича, создавшего немало хорошей музыки, особенно для детей. А музыкальный уровень, какой был на премьере, с юбилеем не очень рифмуется.

Что же касается режиссёрского решения: конечно, детская ретро-опера, а это несомненно хорошая ретро-опера, может быть поставлена по театральным законам того времени, когда она создавалась. В таком случае, как правило, получается некая благостная сценическая иллюстрация. Что мы и имели на премьере. Культурного смыслового «припёка» здесь ждать не приходится. По существу, это даже не винтаж, поскольку подобная художественная тенденция всё же предполагает отношение к тому, что создаётся «под старину».

Более высокий вариант взаимоотношений с ретро-материалом – это стилизация эпохи, её эстетики, её законов актёрского сценического существования, даже её идеалов (ведь последнее – тоже нестабильная духовная субстанция, несмотря на нашу жажду вечных идеалов).

Мне представляется, что любой театральный опус может по-настоящему задышать только тогда, когда постановщик смотрит на него глазами человека ХХI века. Когда есть, что сказать, и придумано, как сказать о проблематике данного произведения сегодня. Видеоконтент – не панацея и не мерило актуальности постановочных идей.

Другой, более иллюстративный путь констатации материала, если он выбран мастером сознательно и исполнен профессионально – совсем не криминал. И всё же для Алексея Степанюка такой путь – некий компромисс: немного детского соцреализма, немного чувствительности, немного мультиков с ужастиками (троллями), много среднего качества видеоэффектов… и завуалированное отсутствие режиссёрской позиции. Упаси господи, я не призываю к «высокому концептуализму». Просто – расскажите старую сказку так, чтобы она сегодня зацепила, а не просто сладко умилила. В достаточной мере философичная андерсеновская история, сращенная с высокопрофессиональной партитурой достойна большего, нежели набор иллюстративных (или даже просто нелепых, как сцена с Оленем) эпизодов. С не очень подготовленным хэппи-эндом, поскольку Герда, даже по законам данной инсценировки, ближе к развязке ну ровно ничего не сделала, чтобы выручить Кая, и с Королевой никак не боролась – просто появилась и что-то невнятно спела. Скажете, условности оперы? Боюсь, другое. Степанюк — режиссёр сильный и оригинальный, похоже, что это плата за творческий компромисс.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Мариинский театр

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ