Послы шести стран в зале и приветственное слово одного из руководителей страны – неплохое начало фестиваля в деревушке размером с московское бульварное кольцо!
Спросите: как достичь такого результата? Легко! Нужно гореть идеей и всего лишь ответственно подходить к вопросу.
Четверть века. И тогда вас ждет оглушительный успех!
Лучшие артисты мира, филантропы в каждом ряду зрительного зала и пятьдесят тысяч слушателей ежегодно.
Вербье – это без преувеличения жерло вулкана, который две недели в году ежедневно извергает тонны прекрасной музыки в самом высоком понимании этого слова. Не знаю где еще за две недели вы сможете услышать выступления почти всех ведущих пианистов мира.
* * *
Если вы поедете в любую сторону от центральной площади Вербье, которая по сути представляет собой яркую цветочную клумбу, то обязательно найдете одну из фестивальных площадок, где именно в эту минуту что-то обязательно звучит. Великие, знаменитые и начинающие музыканты от рассвета до полуночи слушают и играют, поют и обсуждают, учат и учатся, репетируют и дают концерты.
В основной программе фестиваля четыре концерта ежедневно, не считая моря других мероприятий, часть из которых, кстати, бесплатна. Цены на билеты начинаются от 25 франков для юных меломанов, и от 35 – для взрослых.
Надо отметить, что для наслаждения искусством, кроме кошелька, вам необходимо обладать либо транспортом, либо хорошей физической подготовкой, потому что Вербье – это сплошь горные спуски и подъемы. Или можно извлечь двойную выгоду. Посещая несколько мероприятий в день в разных концах города, есть большой шанс стать не только высоко культурным, но также стройным красивым. Да, и чтобы попасть на все интересующие вас концерты, вам придется бегать.
На первый взгляд кажется, что основатель и артистический директор фестиваля Мартин Энгстрем постоянно рискует, создавая конкуренцию самому себе, когда почти в одно и то же время на разных площадках ставит премьеру оперы с Гергиевым и сольный концерт Аркадия Володося, оркестровый концерт Трифонова и Бабаяна параллельно с выступлением Даниэля Хоупа и Джорджа Ли, сольный концерт Кисина – с вечером Томаса Хэмпсона…
Иногда, вдруг оказавшись в абсолютно пустом центре города, задаешься вопросом – где же все жители? И становится понятно, что все они на концертах фестиваля. Однако, по-прежнему, остается загадкой, каким образом при такой насыщенной программе заполнены залы в городе с населением 3000 человек…
* * *
Концерты начинаются вовремя, несмотря на участие в них ведущих российских артистов, но если опоздали вы, то в зал вас пустят только по завершении произведения. А поздравлять артистов за сцену пускают всех желающих, без всяких кордонов, как в московских залах.
Публика встречается разношерстная – экстравагантные дамы в бриллиантах, аристократического вида почтенные старцы за 80, люди в спортивной одежде с палками для скандинавской ходьбы, известные в России и СНГ политические деятели, и повсюду веселая музыкальная молодежь – студенты Летней Академии. Говорят, Вербье излюбленное место отдыха королевских особ, но всех в лицо не запомнишь, а Принца Гарри увидеть не довелось. Из рыжих были только мы с Даниэлем Хоупом.
На концерте вполне можно оказаться в одном ряду с обычными слушателями, например, с Мишей Майским или Томасом Квастхофом, запросто поболтать в антракте с Родионом Щедриным, а вечером в кафе встретить Вадима Репина или Кристофа Барати.
Вообще, весь город «празднует» фестиваль – кроме официальных рекламных баннеров и флагов фестиваля, фасады всех магазинов и ресторанов пестрят портретами композиторов, нотными листами и музыкальными сувенирами. Даже хозяева продуктовых лавок и бутиков белья обильно украшают свои витрины плакатами с портретами участников фестиваля.
* * *
Пятая симфония Шостаковича и скрипичный концерт Бартока открывали фестиваль. На сцене главного зала-шатра – Кристоф Барати с Молодежным симфоническим оркестром Вербье под управлением Валерия Гергиева, который с 2018 года является художественным руководителем коллектива.
В этот оркестр стремятся попасть студенты со всего мира, и ежегодно высокая комиссия слушает более 1000 юных музыкантов, чтобы пригласить лучших из них в Вербье. Уровень оркестра предсказуемо высок! Интересно, что в этом году на первых позициях в оркестре очень много девушек, включая три валторны из четырех!
Барток прозвучал ярко и на бис Кристоф Барати исполнял сольную сонату Изаи. А по-настоящему оценить исполнителя-струнника можно именно в жанре соло, в котором интересен только музыкант высочайшего класса. И хотелось, чтобы этот скрипач не уходил со сцены, а продолжал играть Изаи еще и еще. Барати очень глубокий и содержательный музыкант, и его нужно слушать соло.
Уже несколько лет знаменитый баритон Томас Квастхоф не поёт классический репертуар и ныне выступает в неожиданных амплуа. В церкви Вербье, где проходит большая часть рециталов, Квастхоф пел джаз и популярную эстраду в компании гитариста и тромбониста. Узнаваемый мощный тембр Квастхофа в новом контексте был не менее убедителен и обаятелен, чем в привычном академическом жанре. Публика восторженно приветствовала джазовый ансамбль и главного героя концерта, также выступавшего в роли конферансье. Невероятное впечатление Томас Квастхоф произвел и в качестве наставника.
В рамках фестиваля проходит Летняя Академия Вербье для молодых талантливых исполнителей. Практически все артисты, выступающие на фестивале, между концертами дают мастер-классы. Порой, посетить урок знаменитого музыканта не менее интересно, чем сам концерт: выступая в разговорном жанре, многие артисты демонстрируют замечательное чувство юмора, что превращает обычный мастер-класс в настоящее шоу о большой музыке. А среди студентов, кстати, можно услышать необыкновенных, пока еще никому неизвестных талантов. Лучшие из них имеют шанс выступить в утренних или ночных студенческих концертах, и возможно, в следующем году, они появятся в основной программе фестиваля.
На фестиваль в Вербье все артисты приезжают на неделю и даже на две, некоторые с семьями, совмещая отдых с работой, и выступая в нескольких концертах – соло и в составе разных ансамблей.
Конечно, все с нетерпением ждали приезда Даниила Трифонова – одного из самых востребованных современных пианистов. В этом году Даниил дал три концерта с разными программами. Сольный, в ансамбле с виолончелистом Нареком Ахназаряном и с оркестром в дуэте со своим педагогом Сергеем Бабаяном.
Надо сказать, что русская исполнительская школа шагает по миру с высоко поднятой головой. Почти половина артистов фестиваля – в настоящем или прошлом – российские музыканты.
Концерт Трифонова с программой Штокзаузена и Лигети – еще до начала фестиваля был sold out и даже журналисты, которым, как и молодым, «везде у нас дорога» – так и остались в листе ожидания. А вот на «сонатный день» звездного дуэта Трифонов-Ахназарян с Шостаковичем-Рахманиновым оставались свободные места, хотя концерт был сыгран на высшем уровне. Я хочу верить, что причина не в виолончели, и лично мое скромное экспертное мнение, что один Рахманинов стОит десятка Штокхаузенов. Так что вопрос открыт.
В Вербье есть также коллектив, состав, которого более менее постоянен – Камерный Фестивальный Оркестр. На заре создания его возглавлял Максим Венгеров, сегодня им руководит венгерский дирижер, а в прошлом скрипач Габор Такач-Надь – яркая самобытная личность, заражающая своей экспрессией исполнителей и публику.
Большое удовольствие было наблюдать за единением учителя и ученика – Бабаяна и Трифонова в сопровождении Камерного оркестра Вербье – забываешь, что вообще можно играть не вместе. Создавалось ощущение отражения, зеркала, настолько синхронны и похожи были жесты и штрихи.
Я хорошо знаю игру Трифонова с его раннего детства, но именно сегодня мне стало понятно почему применительно к музыке вообще используют глагол «играть».
Особенно это было слышно в Двойном концерте Моцарта, а внешне выглядело, как театральный спектакль – солируя, Сергей Бабаян в буквальном смысле исполнял роль наставника, будто показывая юному Даниилу Трифонову, что и как следует делать за роялем. Трифонов же вел себя как маленький ребенок, с восторгом и нетерпением ожидая от учителя передачи партии, и невероятно радовался своей очереди и удачной возможности «поиграть в рояль».
* * *
Конечно, в Вербье приезжают не только насладиться выступлениями любимых исполнителей или послушать «музыку звезд». Вербье – место открытий! Наряду с завсегдатаями фестиваля – Евгением Кисиным, Вадимом Репиным, Мишей Майским и другими, здесь появляются и совсем юные музыканты, среди которых несколько лет назад был 13-летний, а ныне очень востребованный скрипач Даниэль Лозакович. Вербье открывает таланты и открывает им дорогу на музыкальные вершины. Стартовать с Вербье – это большая удача для каждого начинающего артиста. В этом году открытием фестиваля, стал юный пианист из Израиля Йоав Леванон. Очень обаятельному молодому человеку всего 14, а свой первый концерт в Карнеги-холле он дал уже 7 лет назад! В интервью Йоав признался, что хочет стать великим пианистом, и сразу сказал, что в принципе и сейчас он уже великий пианист. Оценить что это – юношеский максимализм или правда, каждый может самостоятельно, послушав его в Ютюбе или на Медичи. От себя скажу, что он играет и говорит одинаково легко и с одинаковым удовольствием. А сравнить его игру можно с высоко культурной свободной речью аристократа.
Удовольствие от пребывания в Вербье еще и в том, что аудитория здесь многонациональная и мультиязычная – на улицах тут и там можно встретить русскую, итальянскую, немецкую речь, а предконцертные беседы (preconcert talks) в двух разных пространствах ведутся на французском и английском.
Кроме солидного образования в сфере классической музыки по окончании фестиваля, возможно, вы будете говорить на нескольких языках одновременно.
* * *
Моим личным открытием на фестивале в Вербье стал молодой польский контртенор Якуб Орлинский. Симпатичных лиц на классических музыкальных афишах в последнее время стало слишком много, чтобы на всех обращать внимание. Но это тот редкий случай, когда привлекательная внешность лишь удачное обрамление к большому музыкальному и артистическому таланту. Слушая Орлинского, абсолютно забываешь о том, что петь, вообще-то, очень сложно. Чередуя контрастные по характеру арии – трагические и легкие, он мгновенно перевоплощается и у вас на глазах создает мощнейший новый образ, не имеющий ничего не общего с предыдущим. Будто, это гала-концерт и блестящие актеры поочередно выходят на сцену с отдельными номерами, рассказывающими удивительные истории, уводящими вас – каждая в свой мир. И только открытая улыбка в благодарность за неумолкающие крики «браво» возвращает вас обратно в зал.
Впервые здесь я услышала Аркадия Володося. Программа не содержала виртуозных транскрипций, которыми так популярен пианист, но наоборот была представлена очень классическими произведениями. В самых знаменитых Рахманиновских пьесах Володось показался мне колдуном. Мистического настроения добавляла атмосфера: по просьбе артиста свет в зале был приглушен до минимума – даже клавиатура практически не была освещена. Фантастическое невероятное piano, особое прикосновение к клавишам, при котором рояль звучать не должен. Но звучит… Воображение дорисовывало дым… То, что всегда подразумевалось под заезженным словосочетанием «бархатный звук», я впервые услышала и осознала именно на концерте Володося.
* * *
Интересно, что вот уже несколько лет подряд в Вербье приезжает знаменитый гроссмейстер, чемпион мира по шахматам Владимир Крамник и одним из ярких и весьма забавных событий фестиваля становится его сеанс одновременной игры со всемирно известными музыкантами. В прошлом году Крамнику проиграли Гергиев, Плетнев, Репин, Луганский, в этом – Майский, Барати, Ахназарян, Бушков, Абдураимов. Но это тот редкий случай, когда проигравшие уходят чрезвычайно счастливыми и на следующий год мечтают проиграть еще раз.
Ежегодно в программе фестиваля кроме классической музыки есть два концерта более легких жанров, один из которых удалось посетить. Plaza Francia Orchestra – коллектив, чье выступление было заявлено как танго-концерт, а на деле оказалось высококачественным шоу, начавшимся в абсолютной темноте. Подсвечены были только руки музыкантов, и лица, благодаря светодиодам на полях шляп.
Поспорю, что кто-то из коллектива – поклонник группы Пинк Флойд: свет, сценография, остинатные басы и бандонеон, затягивающий своё соло, точь-в-точь как гитара Дэвида Гилмора. Однако это все на удивление было гармонично вплетено в зажигательный испанский фольклор.
Со второй пьесы зрители начали аплодировать в такт музыке, а в конце уже свистели, кричали и танцевали, однако справедливости ради, надо сказать, что свободных мест здесь было чуть больше, чем на каком-либо из классических концертов.
* * *
Мой визит в Вербье завершился посещением сольного концерта Евгения Кисина, которого я не слышала на сцене 30 лет! С этим пианистом связаны воспоминания детства, поэтому мое отношение к нему очень далеко от объективного. Пытаясь объяснить себе что же в этом музыканте такого притягательного и восхитительного, что вот уже несколько десятков лет он стоит особняком от множества других талантливых музыкантов, я осознала, что во время выступления он не играет, не говорит, а просто светит, подобно солнцу…
Страшно подумать сколько всего не удалось увидеть и услышать на фестивале просто в силу человеческого несовершенства, но от мысли, что такая возможность у меня была – становится значительно легче.
Если у вас и возникал вопрос – чем заняться на горнолыжном курорте летом в течение двух недель, думаю, что он уже отпал.
Стоит только добавить, что Вербье – это сердце швейцарских Альп с немыслимой красоты панорамами. Бесконечный пир для глаз!
А если у вас достаточно смелости, чтобы подняться на четырех фуникулерах на высоту 3300м, то вы будете вознаграждены захватывающими видами на горные вершины Монблана, находящимися буквально на расстоянии вытянутой руки, а далеко внизу – будут летать парапланеристы. Вы сможете попробовать напиток с красивым названием Swiss Rock cafe, сфотографироваться на фоне «фирменных» огромных букв Verbier и в 30-градусную жару поиграть… в снежки!
Воспоминаний от швейцарской поездки вам хватит на всю жизнь! Но помните, в следующем июле в Вербье снова будет фестиваль. И, без сомнения, вас ждут новые незабываемые впечатления и открытия.
До встречи в Вербье!
Екатерина Соколова, MusicPassion.Club