Берлинский Государственный кафедральный хор (Der Staats- und Domchor Berlin) является старейшим музыкальным коллективом столицы. В 1465 году курфюрст Фридрих II Бранденбургский лично отобрал пять «поющих мальчиков» (Singeknaben) для вокального сопровождения богослужений в Домском соборе. На сегодняшний день Государственный кафедральный хор входит в структуру Университета искусств Берлина (Universität der Künste Berlin, UdK). В его репертуаре произведения западной хоровой культуры и сочинения современных композиторов. В перечне наград хора есть и Европейская премия молодёжной хоровой культуры, которой он был удостоен в 2002 году. По единодушному мнению критиков, современная музыкальная жизнь Берлина немыслима без участия этого прославленного коллектива в постановках оперных театров и в концертах Берлинской филармонии.
Повторюсь: изначально – то есть с 1465 года, этот певческий ансамбль являлся хором мальчиков (Knabenchor). То же записано и в ныне действующей редакции его устава: «Gattung – Knabenchor» («Жанр – хор мальчиков»). Но имеющая 9-летнюю дочь жительница берлинского района Prenzlauer Berg Сюзанна Брекляйн (Susann Bräcklein) именно в этом усмотрела «дискриминацию дочери по признаку пола, что нарушает её право на равное участие в мероприятиях, финансируемых государством» (со времён короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV повелось, что труд певцов этого хора оплачивается из госказны).
Аргументы у фрау Брекляйн были следующие: к январю 2018 года её дочь уже пела несколько месяцев в смешанном детском хоре Komische Oper Berlin, а с февраля по август 2018-го занималась в певческой школе для девочек при Кафедральном соборе во Франкфурте-на-Майне (Domsingschule). Кроме того, дочь учится в музыкально ориентированной гимназии им. Генделя (Händel-Gymnasium), куда была зачислена с 83 баллами при среднем балле 67! Но когда в ноябре 2018 года она обратилась с просьбой принять её дочь в берлинский Государственный кафедральный хор мальчиков, там ей отказали, написав: «Девочка никогда не сможет петь в хоре мальчиков. Так же, как кларнет не может играть в струнном квартете».
«Что значит не сможет?!» – возмутилась фрау Брекляйн. И пошла искать правду в администрации берлинского Университета искусств, осуществляющего творческое руководство хором. И, видать, закатила там такой «сольный концерт», что администрация спешно созвала Отборочную комиссию для индивидуального прослушивания навязываемой им хористки! Вердикт же комиссии был таков: «У девочки недостаточная мотивация, у неё отсутствует основа для обучения, а кроме того, вызывает сомнения её доверительность в сотрудничестве с родителями».
Но мать отвергнутой на том не остановилась. Гордо отказавшись от предложения администрации UdK «в любой момент принять дочь в любой из хоров девочек, организационно связанных с Государственным кафедральным хором мальчиков», экс-референт Бундестага по вопросам правовой политики, доктор юриспруденции Сюзанна Брекляйн, сама будучи адвокатом по делам о дискриминации, направила от имени дочери иск в Административный суд Берлина. В нём она указала, в частности, что «ограничение доступа в данный хор ненадлежащим образом дискриминирует девочку», что «неопровержимых причин, по которым девочкам отказывают в членстве в хорах мальчиков, не существует» и что «различие голосов, которое воспринимают только эксперты, не может в принципе служить оправданием для исключения девочек из состава хоров мальчиков».
В пятницу, 16 августа, Административный суд Берлина рассмотрел этот иск по существу заявленных требований и отклонил его на основании того, что «анатомические различия между голосами девочек и мальчиков приводят к дифференциации хорового звучания». Кроме того, как отметил в своём решении судья Йенс Тегтмайер (Jens Tegtmeier), «свобода искусства выше равенства полов, предусмотренного Основным законом».
Решением суда фрау Брекляйн осталась недовольна: «Звуковые различия могут улавливать лишь энтузиасты акустики, – сказала она в заявлении для СМИ. – Известно, что каждый музыкальный инструмент звучит немного по-другому. Но всё же то, что различают уши экспертов, не может оправдать исключение девочек из участия в качественном музыкальном образовании при государственном финансировании многих хоров. То, что женщин и девочек пытаются держать подальше от сцены и выступлений в церквях, имеет исторические традиции. Но сегодня больше нельзя ссылаться на историю. Исключать кого-то по признаку пола – это неконституционная дискриминация».
Как объявила Сюзанна Брекляйн, она дождётся письменного решения суда, после чего обжалует его в Высшем административном суде Берлина.
Ольга Ганина, rg-rb.de
Основанный в 1465 году курфюрстом Фридрихом II хор «поющих мальчиков» был в 1843 году реорганизован, получив название «Королевский» («Königlich») – так повелел король Фридрих Вильгельм IV, взявший за образец Санкт-Петербургскую придворную капеллу. Königliche Domchor считается первым профессиональным хором с фиксированной оплатой труда каждого из певцов. В разные годы XIX века этим певческим ансамблем, переименованным к тому времени в Королевский придворный хор Кафедрального собора (Königliche Hof- und Domchor), руководили такие прославленные музыканты, как Феликс Мендельсон Бартольди (Felix Mendelssohn Bartholdy), Отто Николаи (Otto Nicolai) и Август Найтхардт (August Neithardt).
По окончании Первой мировой войны хор утратил политическую, а главное – финансовую поддержку со стороны монархии. После нескольких лет деятельности в статусе добровольного объединения (Berliner Domchor e. V.), этот коллектив был в 1923 году организационно и творчески подчинён Берлинской Высшей школе музыки (Hochschule für Musik Berlin) и переименован в Staats- und Domchor Berlin. Это название он носит и поныне. В настоящее время концертная труппа хора состоит из 80 человек, всего же в разных группах этого коллектива занимаются 300 юных певцов.