Прощание состоится 23 сентября: гражданская панихида пройдет в Белом фойе исторической сцены Мариинского театра, отпевание – в Никольском соборе после окончания Панихиды. Церемония захоронения состоится на Новодевичьем кладбище. О времени прощания будет объявлено дополнительно.
Карьера Ирины Петровны Богачёвой развивалась стремительно. Яркая артистическая индивидуальность и чарующий тембр голоса выделяли певицу даже на фоне созвездия талантливых консерваторских сокурсников. В 1962 году она, ученица класса Ираиды Тимоновой-Левандо, стала лауреатом престижного Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки в Москве, после чего получила приглашения одновременно в труппу Кировского (ныне Мариинского) и Большого театров. Отдав предпочтение петербургской труппе Ирина Петровна навсегда связала с ней свою судьбу.
В 1967 году Ирина Богачёва произвела настоящую сенсацию, завоевав I премию на Международном конкурсе вокалистов в Рио-де-Жанейро. Зарубежная пресса писала о «сказочном таланте певицы» и ее пылком темпераменте. Затем последовала стажировка в Ла Скала под руководством знаменитого педагога Дженнаро Барра-Караччоло, а в 1969 году – дебют на сцене миланского театра в опере «Бал-маскарад» (Ульрика), который принес певице международную известность.
За свою блистательную и плодотворную сценическую жизнь – более 55 лет – Ирина Богачёва выступала с лучшими оперными артистами, дирижерами, режиссерами на сценах ведущих оперных театров и концертных залов. Она воплотила практически все меццо-сопрановые образы классического репертуара. В Мариинском театре певица исполнила около трех десятков ролей, каждая из которых становилась незабываемым переживанием для зрителей и сохранялась в памяти.
В их числе: Кармен в одноименной опере Бизе – одна из художественных вершин и любимых героинь Ирины Богачёвой, Амнерис в «Аиде», Любаша в «Царской невесте», Марфа в «Хованщине», Азучена в «Трубадуре», Шарлотта в «Вертере», Марина Мнишек в «Борисе Годунове» и другие. Настоящей визитной карточкой артистки и образцом для нескольких поколений оперных певцов стала роль Графини в «Пиковой даме». Продолжая выступать на сцене, Ирина Петровна в последние годы нередко выходила именно в этой партии, а также в ролях Бабуленьки в «Игроке» и Ахросимовой в «Войне и мире», принимала участие в концертных программах.
Вокально-драматический дар Ирины Богачёвой не раз вдохновлял композиторов-современников сочинять оперные партии специально для нее, как это было с Екатериной в «Петре Первом» Андрея Петрова и Аксиньей в «Тихом Доне» Ивана Дзержинского. Именно для ее голоса Дмитрий Шостакович создал вокальный цикл на стихи Марины Цветаевой, ей поручал Валерий Гаврилин исполнение многих своих произведений.
С 1980 года Ирина Богачёва преподавала в Ленинградской консерватории (с 1982 года – профессор), в последние годы – заведующая кафедрой сольного пения Санкт-Петербургской консерватории. Среди учеников Ирины Петровны – целая плеяда выдающихся солистов Мариинского театра: Ольга Бородина, Ольга Савова, Елена Витман, Наталья Евстафьева и другие. По инициативе певицы при консерватории проводится Международный конкурс оперных певцов «Санкт-Петербург».
Валерий Гергиев и коллектив Мариинского театра выражают искренние соболезнования родным и близким Ирины Богачёвой. Скорбим вместе с вами.
Пресс-служба Мариинского театра