Пласидо Доминго долгое время возглавлял Вашингтонский оперный театр. В настоящий момент он занимает пост директора оперы Лос-Анджелеса.
В главном американском оперном доме — Метрополитен — он в течение пятидесяти лет был титульным солистом, а также провёл несколько десятков спектаклей как дирижёр.
Теперь 78-летний Пласидо Доминго регулярно получает уведомления об одностороннем разрыве контрактов.
Оперные театры Сан-Франциско и Далласа, Филадельфийский симфонический оркестр уже объявили об отмене запланированных спектаклей и концертов с его участием. Паузу «до выяснения» взяли театры Лос-Анджелеса и Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Похоже, что в США все пути для него теперь заказаны.
Механизм подобных операций по прицельному уничтожению крупных фигур культурного процесса отточен до блеска.
Технология известная: совершенно внезапно кто-нибудь вспоминает о том, что 10-20-30 лет назад он или она подверглись возмутительным домогательствам (тут припоминают всё, вплоть до нескромных взглядов и несанкционированного пожатия руки) со стороны известной персоны Х, и запускает эту информацию в сеть под хештегом #metoo.
Обычно тут же находятся ещё несколько человек, утверждающих, что и с ними было то же самое в те незапамятные времена. А молчали они 30 лет потому, что все эти годы от всего пережитого якобы чуть ли не в обмороке лежали.
Как правило, эти люди и теперь предпочитают остаться в тени и имён своих не называют.
В итоге набирается порядочная компания анонимных пострадавших, и их коллективные мемуары попадают в прессу, которая обрушивает на какого-нибудь ветерана культуры эту лавину обвинений.
Неважно, что этот безымянный греческий хор не может привести ни одного доказательства. Презумпция невиновности никого не волнует. Дело сделано, общественность возмущена, табличка о моральной неблагонадёжности надёжна прибита к груди персоны Х. Его репутация и карьера уничтожены. Отмыться получится только в другой жизни.
Вот эти решительные дамы, которые недрогнувшей рукой нажали стартовую кнопку скандального флешмоба против Доминго:
К ним присоединились ещё восемнадцать человек.
Допустим, все они говорят чистую правду — всё может быть, в конце концов, ангелы среди людей не часто встречается. Но почему только спустя тридцать лет они собрались с духом? Кто именно и в каких целях придал им решимости? И почему в стране, где, вроде бы, закон превыше всего, можно ломать карьеру выдающегося человека путём полуанонимного доноса без суда и следствия?
Подобной процедуре отлучения от карьеры подверглись многие известные личности в США (особенно жалко великолепного дирижёра Метрополитен-оперы Джеймса Ливайна). Все они выступали с опровержениями и — на всякий случай — извинениями, но это никому из них не помогло.
Пласидо Доминго тоже пытался как-то оправдаться, но, оценив превосходящие силы противника, решил подобру-поздорову ретироваться с поля битвы, и на днях навсегда публично простился навсегда с любимой оперной сценой своей жизни — Метрополитен. В запланированных на эту осень спектаклях в паре с Анной Нетребко («Макбет» Верди) будет петь другой баритон.
Только в Европе к нему отнеслись с сочувствием и пониманием: на Зальцбургском фестивале в конце августа ему горячо аплодировали и до, и после выступления. Ни один его контракт в европейских театрах не был отменён.
17 октября он должен дать концерт в московском Крокус Сити Холле.
Сейчас его делом занимаются адвокаты и профсоюзная организация «Американская гильдия музыкальных артистов». Но удастся ли им повлиять на общественное мнение? Как показывает жизнь, люди охотнее верят в плохие новости, чем в хорошие.
Хотелось бы посмотреть на тех людей, которым понадобилось убрать Доминго с американских горизонтов в самом финале его славной карьеры.
Ольга Данилина, Культшпаргалка