«Джанни Скикки» Самарского театра в Москве

Екатерина Романова
Оперный обозреватель
Режиссер-постановщик самарского «Джанни Скикки» Надежда Бахшиева (ученица Георгия Исаакяна в ГИТИСе) решила спектакль в духе черного юмора, гротеска и цирковой эксцентрики. Декорации и костюмы (художник-постановщик Василиса Кутузова) выдержаны в мрачной черно-сине-серой гамме. В центре сцены гроздь слипшихся белых голов с искаженными лицами – олицетворение банды жадных родственников и одновременно отсылка к образам «Ада» Данте. Действие сопровождается жутковатыми сюрреалистическими зарисовками-метафорами: гальванизация трупа Буозо, нотариус в виде статуи-марионетки с завязанными глазами, манипуляции с отрубленными руками в назидание всем мошенникам.

С 16 сентября по 11 ноября в Москве проходит четвертый по счету фестиваль «Видеть музыку». Фестиваль был создан в 2016 году Ассоциацией музыкальных театров России по инициативе президента Ассоциации и худрука театра им. Н. Сац Георгия Исаакяна и стал местом встречи обеих столиц и регионов. В пресс-релизе Исаакян рассказывает: «В Год театра мы получили расширенную поддержку и со стороны Министерства культуры РФ, и со стороны Фонда президентских грантов. Это позволило нам собрать гигантскую панораму из 40 спектаклей, которые в 90 процентах случаев никто из столичной критики и публики не видел». Исаакян сам проработал 20 лет (с 1991 по 2010) в Пермском театре и сейчас часто ставит в провинции, так что месье знает толк.

У региональных театров не так много возможностей привлечь к себе внимание. Эксперты «Золотой маски» физически не могут отсматривать и освещать все спектакли. «Видеть музыку» предлагает альтернативу. К тому же он построен на другом принципе: никакого экспертного совета, никакого отбора, на фестиваль приезжают те спектакли, которыми сами театры хотят показать в столице. Примерно половину фестивальной программы этого года составили одноактные оперы, оперетты и мюзиклы – такова картина нынешнего состояния музыкальных театров страны. Самарский театр оперы и балета (САТОБ) привез одноактную оперу Джакомо Пуччини «Джанни Скикки» и представил ее 23 сентября на сцене Геликон-оперы.

Спектакль был поставлен в САТОБ в ноябре 2018 года, когда главный дирижер театра Евгений Хохлов организовал оперный фестиваль, посвященный 160-летию со дня рождения Пуччини. Хохлов с 2007 по 2011 был дирижером театра «Санктъ-Петерубргъ Опера», в 2011 пришел в Самарский театр и в 2017 стал главным дирижером. Под его влиянием изменилась схема работы: раньше театр выдавал одну крупную премьеру в сезон, теперь выходит несколько спектаклей меньшего масштаба. Прошлый сезон прошел с тремя небольшими, но удалыми проектами: «Джанни Скикки» и «Богема» в рамках фестиваля Пуччини, в апреле 2019 – полусценическая версия «Риголетто» (режиссер Филипп Разенков).

«Джанни Скикки» – последняя часть оперного цикла Пуччини, состоящего из трех одноактных опер, контрастных по жанру, времени и месту. Мрачный веристский «Плащ», где действие происходит на барже в современном композитору Париже. Вторая часть – «Сестра Анджелика», трагическая история о религиозном искуплении – разместилась в обстановке монастыря в конце XVII века. И наконец «Джанни Скикки» – фарс, действие которого происходит во Флоренции в 1299 году. «Наверное, нигде Пуччини не был собой больше, чем в «Триптихе», в котором за бурным рыданием следует грубый хохот», – писал об этой пестрой смеси Г. Маркези. Первоначально композитор собирался написать каждую оперу таким образом, чтобы отразить в каждой из частей раздел «Божественной Комедии» Данте Алигьери. Однако в итоге только «Джанни Скикки» имеет отношение к этой эпической поэме.

Оттолкнувшись от нескольких строчек из «Ада», где описан страдающий в преисподней жулик, подделавший завещание, либреттист оперы Джоваккино Форцано создал смесь комедии положений и комедии дель арте с незамысловатым сюжетом.

Многочисленные шурины, кузины и племянники стоят у свежего трупа богатого флорейнтица Буозо Донати в глубокой неподдельной печали – их благочестивый родственник оставил все свое состояние монашескому ордену. Ситуацию предстоит спасти находчивому деревенскому мужичку Джанни Скикки, который, ловко подделывая голос и повадки покойника, продиктует нотариусу новый вариант завещания. Конечно, оставив самые лакомые кусочки своему «дорогому любимому другу Джанни Скикки», за что ему и гореть в аду.

Режиссер-постановщик самарского «Джанни Скикки» Надежда Бахшиева (ученица Георгия Исаакяна в ГИТИСе) решила спектакль в духе черного юмора, гротеска и цирковой эксцентрики. Декорации и костюмы (художник-постановщик Василиса Кутузова) выдержаны в мрачной черно-сине-серой гамме. В центре сцены гроздь слипшихся белых голов с искаженными лицами – олицетворение банды жадных родственников и одновременно отсылка к образам «Ада» Данте. Действие сопровождается жутковатыми сюрреалистическими зарисовками-метафорами: гальванизация трупа Буозо, нотариус в виде статуи-марионетки с завязанными глазами, манипуляции с отрубленными руками в назидание всем мошенникам.

В начале спектакля дирижер Евгений Хохлов шутливо-гордо прошел по сцене и спустился в яму, как хозяин подземного царства. Оркестр под его управлением звучал не всегда точно, но в целом осмысленно и энергично. Удачно выступила Наталья Фризе в партии двоюродной сестры Буозо Дзиты. Убедительно, с насыщенным тембром, звучал Алексей Перов в роли Симоне. Ирина Янцева, хоть и с усилием, справилась с партией дочери Скикки Лауретты, в том числе с хитовой «O mio babbino caro». Безусловным вокальным и актерским украшением спектакля стал главный герой – практичный неунывающий Джанни Скикки в исполнении Василия Святкина.

К спектаклю САТОБ сделал бодрый пружинистый перевод либретто, а также выпустил объемный качественный буклет.

В буклете, помимо текстов о композиторе и интервью с постановщиками, можно найти схему родственных связей всех действующих лиц оперы, путеводитель по флорентийским местам, упоминаемым в либретто, и исчерпывающий список постановок этой оперы в России/СССР.

Заканчивается спектакль забавным ходом в духе площадного театра. Дирижер сам обращается к публике из своего маленького ада-ямы с финальной репликой: «Скажите, дамы и господа, могло ли деньгам Буозо найтись лучшее применение? За этот розыгрыш Джанни Скикки отправили в ад – что уж теперь поделать. Но дедушка Данте не возражает, поэтому если вы получили удовольствие от представления, то согласитесь – у нас есть смягчающие обстоятельства».

В самарском спектакле много от скетча, атмосферы студенческой театральной лаборатории, но есть «смягчающие обстоятельства» – энергия и энтузиазм труппы.

Самарский балет совершил мощный рывок с приходом балетмейстера Юрия Бурлаки. В феврале 2019 года впервые за полвека на сцене САТОБ прошла мировая премьера – балет-притча «Три маски короля» Юрия Смекалова. Будем надеяться и на новые оперные свершения. Первая премьера сезона уже состоялась – 13 сентября театр представил «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева (режиссер Наталья Дыченко). В апреле 2020 предстоит премьера оперы Верди «Бал-маскарад». Режиссером станет Филипп Разенков, которому уже удалось хорошо сработаться с труппой во время постановки «Риголетто». У оперной труппы в этом сезоне запланированы гастроли в Москве и Санкт-Петербурге, которые наверняка дадут новый импульс к развитию. Так что, цитируя либретто, скажем: «Джотто приехал из долины Муджелло, оттуда же и Медичи – бесстрашные предприниматели. Хватит этой мелочной злобы и чванства! Ура понаехавшим, включая Джанни Скикки!».

Фото Елены Лапиной (предоставлены пресс-службой фестиваля)

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Джакомо Пуччини

Персоналии

Джанни Скикки

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ