В фойе «Зарядья» перед концертом можно было приобрести книгу «Музыка в Небесном Граде. Портрет Иоганна Себастьяна Баха», написанную Гардинером в 2013-м году и недавно изданную на русском языке. Первую книгу дирижера хочется немедленно окрестить «opus magnum». Без малого тысяча страниц неспешного упоительного путешествия по жизни и творчеству Баха, где, помимо портрета композитора, можно найти и рассказы Гардинера о том, как все начиналось.
«В следующем десятилетии (1968-1978 годы) мне посчастливилось привлечь для совместной работы с хором первоклассный современный камерный ансамбль – Оркестр Монтеверди, состоявший из лучших нештатных камерных музыкантов, работавших на сценах Лондона. Эти музыканты доверяли мне в исключительной степени, показав свою готовность экспериментировать, и мы не только предпринимали путешествия к диким берегам барокко с их абсолютно неизвестными ораториями и операми, но и занимались исследованиями стиля... Неожиданно мы уперлись в глухую стену. Ни моей вины, ни вины музыкантов в этом не было, повинны были инструменты, на которых мы играли: такие же, как и у всех, кто играл до нас за последние сто пятьдесят лет... Было только одно средство: использовать подлинные барочные инструменты или их копии. Это было похоже на освоение абсолютно нового языка или обучение игре на новом инструменте, но без педагога, который мог бы показать приемы игры. Сложно передать, сколько это вызвало возмущения, разочарований и тревог... Однако несколько храбрецов все-таки решили дерзнуть вместе со мной: мы купили, выпросили или взяли взаймы барочные инструменты и стали называться Солистами английского барокко».
«Английские барочные солисты», живая творческая лаборатория Гардинера, приехали в Россию вместе с Хором Монтеверди. Хор Монтеверди был основан в 1964 году, когда Гардинер был еще студентом третьего курса Кембриджского университета, чтобы исполнить «Вечерню Пресвятой Девы Марии» Монтеверди (1610). «Яркие контрасты и страстная декламация представлялись мне главными особенностями этой музыки. Трудность моей задачи была в том, чтобы добиться этого от группы певцов-студентов, воспитанных в совершенно иной традиции. В этом смысле Хор Монтеверди начинал как антихор, стремящийся уйти от дородного и приглаженного благозвучия, которое было свойственно в то время церковному хору Королевского колледжа».
Сенсационный концерт, ажиотажный спрос, мировые звезды… И никаких фанфар и самолюбования. Программа концерта со вкусом составлена из музыкальных редкостей: месса Клаудио Монтеверди, оратория «Иеффай» Джакомо Кариссими, духовные хоры Генри Перселла и Stabat Mater Доменико Скарлатти.
Небольшой ансамбль «Английских барочных солистов» (китаррон, виола-да-гамба, контрабас, арфа, орган-позитив), как скромная рамка из старого добротного дерева, служил обрамлением главному сокровищу – голосам Хора Монтеверди, маленькому вокальному войску, способному творить чудеса.
Месса для четырехголосного хора Клаудио Монтеверди была опубликована в 1650, через 7 лет после смерти композитора. Творение зрелого мастера, одновременно лаконичное и виртуозное, соединяющее в себе строгое письмо старых мастеров и новый «взволнованный стиль», изобретенный Монтеверди, было исполнено с благородством и достоинством. Взмывающие к небесам сопрано в Kyrie. Прозрачная и заполняющая весь зал Gloria. В Credo звук, казалось, светится и чуть трепещет, как пламя свечи в церкви. Мягкой теплой улыбкой сиял финальный Agnus Dei.
Джакомо Кариссими считался современниками величайшим музыкальным ритором, способным при помощи музыки внушать людям любые аффекты. Оратория «Иеффай» – религиозная мини-опера на ветхозаветный сюжет – как раз представляет собой энциклопедию музыкальных аффектов. В ней и батальная сцена с триумфом Иеффая, и глас Господа Саваофа, и трагедия отца, которому предстоит принести в жертву юную дочь, и бредущая по горам плачущая девица. Оркестр и хор исполняют всю эту череду контрастных событий, все эти переключения планов, словно накладывают на холст чистые и яркие краски эпохи Возрождения. Грандиозная по содержанию и скромная по масштабу оратория предстает вся как на ладони, как Weltlandschaft на картинах Брейгеля. Удивительное невесомое эхо, отвечающее безутешной дочери Иеффая, и потрясающей красоты замирающее «dolores lamentamini» завершили картину.
Во втором отделении ансамбль исполнил хоры Генри Пёрселла и «Stabat Mater» Доменико Скарлатти. Духовная музыка Скарлатти-младшего исполняется крайне редко, он известен, прежде всего, как создатель инновационных клавирных сонат. Его «Stabat Mater» (1715) – произведение непривычное и для своего времени, мастерски написанный контрапункт для 10 голосов, стилистически отсылающий к эпохе Возрождения, но уже с барочным ощущением гармонии и текстуры. Женские голоса Хора Монтеверди прозвучали в этой вещи по-особенному свежо и юношески, сплетаясь с точеными мужскими голосами, закручиваясь в вихри и разлетаясь на отдельные ветерки, чтобы в финальном Amen стать невесомым дыханием.
Программа без единого хита – и абсолютно незабываемый вечер. Сэр Джон Элиот Гардинер и его музыканты показали мастерство такого уровня, на котором кажется, что артисты делают все без малейшего усилия. Легкость, за которой стоят десятилетия упорного труда во славу Ее Величества Музыки.
Фото предоставлены отделом по связям с общественностью зала «Зарядье»
Театры и фестивали
Джон Элиот Гардинер, Клаудио Монтеверди, Доменико Скарлатти
Персоналии