«Каменный гость» Даргомыжского — в прямом смысле «малонаселенная» опера, в ней всего 10 персонажей. Какой другой спектакль, как не этот, мог бы лучше вписаться в условия нынешних санитарно-эпидемиологических требований? Выбор режиссера весьма удачен.
Бертман сразу задает вокалистам высокую планку, призывая их к мощной актерской работе (по крайней мере, такой вывод напрашивается после прочтения программки к спектаклю). Режиссер прямым текстом говорит, что «актерам-пешкам» здесь не место. И все-таки, справиться с такой высокой задачей на деле оказалось не так-то просто. Во-первых, сложность заключается, в том, что вся опера речитативная, тогда как артисты привыкли к распевной мелодике. Во-вторых, здесь есть диалоги, но нет дуэтов. В-третьих, быть может, и введенный карантин сыграл злую шутку. Но ведь именно такого высокого результата требует камерный формат «Гостя», где, подчеркну, «все герои – главные» (цит. Д. Бертмана), где каждого артиста зритель разглядывает как будто в микроскоп. Однако перейдем уже к разбору премьерного показа от 10 сентября.
Достаточно убедительно (скорее в вокале, нежели в актёрской игре) выглядел молодой повеса Дон Жуан (исп. Дмитрий Хромов). Артист – обладатель звучного тенора, красивого тембра, в его голосе присутствовала нужная эмоциональная подача. Симпатию вызывает сцена из II действия, когда герой предстает перед Донной Анной в образе монаха.
Весьма хорош Дон Карлос в исполнении баритона Дмитрия Янковского. Его актерская игра была естественной, органичной. Выступление Лауры (исп. Ирина Рейнард) и Лепорелло (исп. Д. Овчинников) вызвало неоднозначные эмоции. Мимика и жесты Лепорелло были излишне карикатурными. Загадкой остается, почему Лауру накрывали невротические приступы в виде странных внезапных стонов, плачей. Звучание ее голоса (меццо-сопрано) в сравнении с другими участниками спектакля было несколько приглушенным, порой неразборчивым в произношении. Не сразу вошла в роль прелестной вдовы Донны Анны артистка Анна Пегова (сопрано). Ее актерская игра стала убеждать ближе к развязке драмы.
Большая часть режиссерской работы выполнена с установкой на классичность, но элементы новизны присутствуют. На сцене подвешены современные прозрачные кресла в форме то ли полусферы, то ли яйца (что важно бы знать с точки зрения символики), голограммы женских статуэток (вероятно, это образы женщин, которых обольстил Дон Жуан), перед зрителями вспышки фотокамеры, с которой Лепорелло делает совершенно неуместные селфи с объектом своей зависти, в финальной сцене используются пистолеты. Эти буквально дозированные минималистичные приемы переносят спектакль в современную плоскость и придают ему дополнительную смысловую нагрузку. Приемы весьма интересны, но порой внезапны. Как, например, внезапно бряцание на подзвученной гитаре в проигрыше к песенке Лауры «Я здесь, Инезилья» (I действие). Причем Лаура, которая в привычной версии развлекала гостей своей игрой на гитаре, здесь играть не умеет совсем, да и не в ее руках эта гитара.
Костюмы героев (худ. Алла Шумейко), и декорации (реж. Галина Тимакова) стирают временные границы в спектакле. Преобладание приглушенных цветов (худ. по свету – Денис Енюков) придают бертмановской постановке необходимую таинственную атмосферу. Особого внимания заслуживает качественное звучание оркестра под управлением дирижера М. Егиазарьяна.
Так про что же, все-таки, спектакль Бертмана? Про любовь, дружбу, возмездие? Все решает последний яркий штрих. В композиторской версии от «каменной» руки Командора погибает только главный герой оперы, что считывается как расплата за содеянное. В версии Бертмана иначе: статуя Командора (исп. А. Киселёв) убивает из пистолета овдовевшую жену, а главный герой получает смертельный удар от своего друга Лепорелло. «Каменный гость» в данной постановке оказался про обыкновенную человеческую зависть, которая одержала, в конечном итоге, победу над всем.
Музыковед, кандидат искусствоведения Д. Е. Локотьянова
Театры и фестивали
Персоналии
Произведения