3 июля 2002 года, в «живых декорациях» Святогорского монастыря под Псковом, рядом с местом последнего приюта Пушкина, под открытым небом состоится постановка оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов».
Уникальный проект будет осуществлен Государственным Академическим Большим Театром России по инициативе Российского Государственного Театрального Агентства под патронажем Министерства Культуры России, Московской Патриархии и Администрации Псковской области. Постановка оперы «Борис Годунов» откроет новый грандиозный проект Министерства Культуры РФ и Российского Государственного Театрального Агентства - «Век Дягилева» - рассчитанный на несколько лет.
Теле-радио-интернет трансляцию народного театрального праздника увидит вся страна. Предлагаем вниманию читателей пресс-релиз оргкомитета проекта.
Начало каждого века - попытка заглянуть в будущее, желание еще раз оценить прошлое, роль и значение предшественников. На смену веку XIX - «золотому веку» русского искусства пришел «серебряный век» русской поэзии, век «мирискусников», триумфа русского балета. Это время с полным основанием можно назвать «веком» Дягилева - антрепренера-авангардиста, соединившего несоединимое - «низкую» практику художественного предпринимательства и высокое искусство. Практическая жилка Дягилева наряду с тонким художественным чутьем помогла ему, начиная с 1906 года, познакомить Европу и Америку с достижениями русской культуры в области живописи, оперы и балета. В начале XX века через призму русской культуры, выразившей величие и многообразие духовной жизни России, Европа взглянула на Россию новыми глазами. Авторитет России как источника художественной мысли и новаторства достиг небывалой высоты. Колоссальную роль в этом сыграл Сергей Дягилев.
«Меценат европейского толка», как называл себя сам Дягилев, прорубивший России «культурное окно в Европу» в начале прошлого века, давший миру понимание глобальной, непреходящей ценности культуры России, заслуживает того, чтобы в начале века нынешнего русская культура поднимала свои знамена под девизом «ВЕК ДЯГИЛЕВА».
Прорывом русской оперы в Европу стала триумфальная постановка 1908 года в парижской «Гранд-Опера» «Бориса Годунова» Мусоргского с Шаляпиным в заглавной роли. «Борис Годунов» - до сих пор самая народная, известная и востребованная театрами мира опера, заслуженно ставшая частью не только российской, но и мировой культуры.
Сейчас, в начале 3-го тысячелетия, Россия особенно нуждается в духовной опоре, новом расцвете национального самосознания и гордости за страну. Наша страна страдает от разъедающего её самоуничижения, неверия в свои силы. Но источником гордости россиян всегда была и остается великая культура России. Особенно литература и музыка, оказавшая мощное воздействие на культуру других стран. Именно российская культура и искусство могут стать основой возрождения и единения нации. В этом смысле постановка «Бориса Годунова» - событие всероссийского, а, быть может, и европейского общекультурного значения.
Инициаторы проекта - Министерство Культуры России, Администрация Псковской области, Российское Государственное театральное агентство - избрали в качестве первого события в рамках проекта «Век Дягилева» грандиозную постановку оперы «Борис Годунов» у стен Святогорского монастыря и могилы Пушкина лучшими силами Государственного Академического Большого Театра России. Благословение дала Московская патриархия. Генеральным спонсором постановки стал «Альфа-Банк».
Постановка будет осуществлена вне замкнутого пространства театральных стен - в «живых декорациях» архитектурного ансамбля Святогорского монастыря, основанного в 1566 году под Псковом.
Выбор места не случаен: на территории монастыря покоится прах Пушкина. Его историческая драма «Борис Годунов» была написана им в Михайловском, расположенном в непосредственной близости к Святогорскому монастырю. Знаменательно и то, что Модест Мусоргский - уроженец Псковской губернии, которая готовится отметить в следующем году свое 225-летие. Сам же древний Псков, празднующий свое 1100-летие, пережил за свою историю многое. Некоторые из реальных для Пскова событий нашли свое отражение в драме Пушкина и опере Мусоргского «Борис Годунов».
Активное участие в осуществлении масштабного культурного проекта принимает администрация Псковской области, которая рассматривает постановку как начало юбилейных торжеств.
Пушкин, Мусоргский, Дягилев, Шаляпин, Большой Театр, празднование 1100-летия Пскова - каждое из этих имен и событий значимо само по себе. Предстоящая постановка оперы «Борис Годунов» призвана свести их воедино.
Устроить грандиозное культурное событие в центре российской государственности, осуществить постановку для самых широких народных масс (цена на билеты будет общедоступна) самой «народной» оперы России - за это взялись вместе власть и культурная элита страны. Впервые за долгие годы Большой Театр можно будет увидеть не в Москве, Париже и Нью-Йорке, но в историческом центре России.
Вместе с лучшими голосами Большого будут звучать детские голоса. В постановке примет участие сводный хор Детской музыкальной школы № 2 г. Великие Луки Псковской области.
Телевизионную трансляцию спектакля увидит вся страна. В Пушкиногорье будет сооружен зал для нескольких тысяч зрителей, причем, по замыслу устроителей, с каждого места будет видна могила автора бессмертной драмы. 2 июля спектакль будет дан для жителей Псковской области, 3-го - для гостей из других городов. Из Москвы придет несколько трейлеров с декорациями и театральными костюмами, которых насчитывается более тысячи. Специальный поезд доставит из Москвы 350 актеров, 70 человек телевизионной команды, более 100 человек, отвечающих за техническое обеспечение проекта. Сложнейшая сценическая подготовка спектакля и уникальное, не имеющее аналогов, техническое воплощение придадут событию беспрецедентную художественную новизну и силу.
Оргкомитет
Сведения о постановке:
У стен Святогорского монастыря будет исполнен спектакль Большого
театра 1948 года. Режиссер-постановщик Леонид Баратов, художник
Федор Федоровский. Адаптацию спектакля для его исполнения под
открытым небом осуществило Российское Государственное Театральное
Агентство, продюсер Д.Смелянский. Художник адаптации В.Ефимов,
режиссер адаптации С.Свенцицкий, художник по свету Д.Исмагилов.
Музыкальный руководитель и дирижер Александр Ведерников.
Действующие лица и исполнители: