Кто-то, слышавший Фабио Армилиато «живьем», возможно, будет против его включения в список «звезд». Он (так считает и автор), скорее, по выражению Куприна, «полезный работник на сцене». Уточним: очень полезный.
Семья Фабио ведет свое происхождение из Вероны, но родился он и учился в Генуе. Получил диплом в местной консерватории имени Паганини, пел в хоре местного театра Карло Феличе. Как солист дебютировал в 1986-ом году в роли Лициния в знаменитой, но редко исполняемой опере Спонтини «Весталка».
Ныне к Фабио накрепко приклеена этикетка «веристского тенора». Между тем за три первые года карьеры он выступил в двенадцати операх Верди, от «Набукко» и «Эрнани» до «Трубадура» и «Дон Карлоса».
Но верно и то, что в одном из первых интервью Армилиато сказал: «Пою музыку Верди, но хотел бы петь Пуччини». Переход к более «тяжелому» репертуару произошел естественно. Спустя всего три года после дебюта голос певца потемнел, стал более крепким и мужественным. Скорее всего, в подобной трансформации сыграли уроки с Франко Корелли. Сам Фабио не считает себя драматическим тенором: «Я – полный лирический тенор. А полный лирический тенор позволяет тебе овладеть репертуаром от более «легких» ролей до тех, что называют lirico spinto».
Вот уже почти двадцать лет, как основу репертуара Армилиато составляют пуччиниевские Де Грие, Каварадосси, Пинкертон, Джонсон, Калаф, Туридду в «Сельской чести», Канио в «Паяцах», Лорис в «Федоре», Андре Шенье в одноименной опере, Морис Саксонский в «Адриенне Лекуврер». Но я бы поостереглась клеить к Фабио этикетку «веристского тенора». Прежде всего, это обаятельный артист и певец, сила которого прежде всего в музыкальности. Значит, ему подвластны не только композиторы «Молодой Школы». В самом деле, Армилиато постоянно выступает в ролях Габриэле в «Симоне Бокканегре» и Радамеса в «Аиде». Он поистине бессчетное число раз спел партию Хозе в «Кармен», и в его послужном списке – доницеттиевский Полиевкт и беллиниевский Поллион.
Фабио Армилиато может быть причислен к любимцам судьбы. Его первое счастье – родиться тенором, второе – привлекательная внешность, сценическое обаяние (оба счастья от него не зависящие). Он из разряда вечно худеньких и молоденьких – потолстеть ему не грозит. А вот яркая музыкальность и актерское мастерство уже принадлежат к его личным заслугам. Недаром итальянскому певцу выпала честь долгое время работать с Джеймсом Ливайном в Метрополитeн Опера и даже называться его любимым тенором.
До 2000-ого года Армилиато преимущественно пел в Соединенных Штатах и итальянской публике был известен гораздо меньше. В настоящее время он крепко связан с родной страной. Немалую роль в этом сыграла встреча с сопрано Даниэлой Десси (кстати, тоже уроженкой Генуи), которая стала его подругой в жизни и идеальной партнершей на сцене. Ради Десси Фабио расстался с женой, югославской певицей Иреной Зарич, от которой у него дочь. Ныне этот личный и артистический союз причисляют к категории звездных. Фабио и Даниэла вместе поют в «Аиде», «Тоске», «Мадам Баттерфляй». В 2003-ем году в Мачерате они вытащили на свет прекрасную, но редко исполняемую оперу Дзандонаи «Франческа да Римини», явив в ролях Паоло и Франчески действительно красивую, страстную и гармоничную пару. Ныне поступил в продажу DVD с записью их интерпретации этой оперы. Их мечта – выступить в ролях шекспировских любовников в опере «Джульетта и Ромео» того же автора.
Мы намеренно оставили разговор о собственно голосе этого обаятельного артиста. Этот вопрос – как ложка дегтя на дне съеденной бочки меда. Голос Армилиато не из тех, что вызывают стоны и восторженный рев у меломанов. Он лишен яркого индивидуального тембра, темен, но глуховат, верхние ноты крепки, но форсированны. Так что Фабио, скорее, предстоит остаться в анналах в качестве «умного певца», но уж никак не в качестве чемпиона по продаже компакт-дисков и героя масс меломанов.
Если говорить о чемпионстве, то тут Армилиато принадлежит другой, столь же забавный, сколь и печальный рекорд. Он – герой наделавших шума в газетах несчастных случаев на сцене. В 1994-ом году его по-настоящему расстреляли в Тоске. В той же Мачерате решили использовать в спектакле подлинные ружья наполеоновских времен и послали за ними в одно из близлежащих местечек. Техническую сторону дела не отработали, а певца даже не предупредили об этом «новшестве». Ему буквально раздробили ногу. Когда Фабио вернулся на сцену на костылях, под ним подломились доски пола, и он был вынужден лечить переломы. Продолжение этой подлинной истории: в 2005-ом году на представлении «Девушки с Запада» на пуччиниевском фестивале в Торре дель Лаго тенор издал несколько неудачных нот, так что сидящий рядом с автором этих строк критик прошипел: “Лучше бы его расстреляли в «Тоске!». Не говоря уже о том, что несколькими годами ранее он наткнулся на шпагу по время представления «Кармен»...
Когда речь заходит о Фабио Армилиато, никто не говорит о вакантном теноровом троне, о «четвертом», после Паваротти, Доминго и Каррераса, теноре. Он – не вокальный наследный принц, а фигура, в которой театры очень нуждаются и на чью стабильность могут с уверенностью рассчитывать. Думающий певец. Симпатяга. Любитель и знаток компьютера. Сам сконструировал как собственный сайт, так и сайт своей спутницы Десси.