Турция принадлежит к тому же благословенному климатическому поясу, что и Италия, Греция и Испания: радостные краски Средиземноморья ярки здесь также как и на Балканах, Аппенинах или Пиренеях. Когда-то, со времен походов Александра Великого и до османских завоеваний, а это около восемнадцати веков, древняя Анатолия и в культурно-историческом плане принадлежала Европе. Однако, особенности исторического развития региона, дистанцирование его после падения Византии в 1453 году от европейской цивилизации, многовековое господство ислама и в целом совершенно иные, отличные от европейских, тюркские культурные традиции, делали едва ли возможным реализацию той культурной модели, что утвердилась в Европе. Но, тем не менее, Европа и Турция находятся совсем рядом, и на самом деле всегда тянулись друг к другу. После превращения Турции в светское государство в 20-х годах прошлого века это взаимопритяжение только крепло.
Вековые тюркизация и исламизация Малой Азии сформировали облик сегодняшней Турции: и эта земля – дом турецкого народа, однажды выбравшего ее своим жилищем и завоевавшего ее. Здесь сложилась совершенно уникальная, оригинальная культура. Но вместе с тем, в современной Турции есть место и для культуры европейской, в том числе и для европейской оперы.
Когда говорят о Турции, то, наверно, пока мало у кого из наших соотечественников эта страна ассоциируется с оперным искусством. Скорее с комфортабельным, «ленивым» отдыхом на берегу Средиземного моря. Высококлассный сервис и сравнительно недорогая его стоимость закрепили за Турцией славу одного из самых популярных курортов, куда, наверно, за последние двадцать лет, хоть раз съездил каждый россиянин, имеющий привычку для проведения летнего отпуска покидать пределы своего отечества.
Однако, вопреки устоявшемуся стереотипу, кроме чистого и ласкового моря, яркого солнца и прекрасных отелей в Турции есть кое-что еще. Древняя Анатолия – земля, где встречаются Восток и Запад, где греко-римская, позже византийская традиция тесно переплетены с традициями мусульманскими, где античные арки и колонны повсеместно соседствуют с минаретами и многоцветием восточных базаров. Жемчужина Турции – Стамбул, древний Константинополь – хорошо известен за пределами страны своими достопримечательностями. Но немало их и по всей турецкой земле: здесь, например, как нигде в мире много древних античных амфитеатров (около полусотни) – Турция вполне может дать фору Греции и Италии вместе взятым. Немало памятников связано и с тысячелетием господства христианства на этих землях: великая Византийская империя оставила здесь свой глубокий след.
Но это история. Сегодняшний день культурной жизни Турции интересен не меньше, чем прошлое этой земли. Неожиданно для европейца богата здесь и оперная традиция. В Турции шесть оперных театров – в Стамбуле, Анкаре, Анталье, Измире, Мерсине и Самсуне, а также более десяти симфонических оркестров. Стамбульский фестиваль – один из известнейших и богатейших фестивалей в мире, он проходит ежегодно в июле. Культурная жизнь Турции находится сейчас на большом подъеме: открываются новые театры, создаются новые оркестры. Светская культура в Турции, в особенности европейская культура, европейская музыка здесь сравнительно молоды – это началось только в 1920-е годы, при основателе современной Турецкой Республики Мустафе Кемале Ататюрке: именно он в столице Болгарии Софии увидел «Тоску» и был совершенно пленен оперным искусством, и сделал все, чтобы привить это искусство на турецкой земле. Интеллигенция восприняла это на ура, и сегодня в Турции есть многочисленная публика, которая интересуется западным искусством, в частности, с наполняемостью оперных театров проблем не бывает.
Анталья – город, который является, пожалуй, своеобразным символом того стереотипа, который господствует в головах наших соотечественников относительно Турции вообще: чистое небо, теплое море и пресловутый all inclusive – настоящее царство неги для измученного круглогодично непростыми проблемами российской повседневности среднестатистического гражданина нашей страны. Между тем немало интересного может найти здесь и просвещенный россиянин, ведь Анталья – это настоящий рай для тех, кто интересуется историей и культурой. Стоит обратить свое пристальное внимание на эти места и российскому меломану.
Всего в 45 километрах от Антальи находится подлинная драгоценность этих мест – античный амфитеатр Аспендос, являющийся одним из наиболее хорошо сохранившихся памятников греко-римской цивилизации во всем мире. Он был построен архитектором Зеноном в правление знаменитого римского императора-философа Марка Аврелия (161 – 180 гг. н. э.) и представляет собой ступенчатое полукружье на пять тысяч мест с галереей из 59 арок, обрамляющей театр. Чаша Аспендоса не так велика, как аналогичные строения в других частях Средиземноморья – по масштабам она, конечно, не может конкурировать, например, с величественной веронской Ареной. Но у Аспендоса есть свои преимущества. Во-первых, отличная сохранность, немалую роль в чем, как ни странно, сыграла реставрация, осуществленная еще завоевателями-сельджуками в 13 веке. А во-вторых, это превосходная естественная акустика: голоса здесь звучат ярко и насыщенно, словно поют непосредственно около тебя – нет ощущения размытости, расфокуссировки звука, никакой ветер в Аспендосе пению не помеха. Словом, идеальное место для оперы.
И этим сумели воспользоваться. С 1994 года в Аспендосе проводится фестиваль оперного и балетного искусства, который в 1998-м получил статус международного, а с 2003-го является полноправным членом Европейской ассоциации фестивалей. В июне этого года древний Аспендос уже в восемнадцатый раз становится местом притяжения меломанов со всего мира: 70 процентов посетителей фестивальных мероприятий – это иностранные туристы, совмещающие отдых в Анталье с культурными впечатлениями. Многие из них возвращаются сюда еще и еще – Аспендос стоит того! К сожалению, россияне среди них составляют пока меньшинство, что, определенно, жаль.
Идея фестиваля в Аспендосе в чем-то созвучна нашей «Золотой маске», только не в широком театральном контексте, а в более узком музыкальном. А еще в большей степени формат фестиваля похож на Пражский оперный форум, что проходит в столице Чехии ежегодно весной. Также как и в Праге, в Аспендосе показывают свои лучшие работы оперные театры страны, таким образом, побывав здесь, можно составить представление об уровне и эстетике музыкально-театральной культуры Турции в целом. В этом году, на 18-м фестивале, в Аспендосе гостят оперные театры из Стамбула, Антальи, Измира и Анкары, в спектаклях которых участвуют как собственные, так и приглашенные вокалисты. Помимо опер – в этом июне звучат такие шедевры как «Кармен», «Медея», «Отелло», «Похищение из сераля» и «Тоска» – дают и балеты: на этот раз бессмертное «Лебединое озеро», а также драмбалет «Барбаросса» на музыку современного турецкого композитора Меркана Деде.
Есть и коллективы-гастролеры. Свою «Тоску» показывает Казахский театр оперы и балета им. Абая из Алма-Аты – сотрудничество с театрами из тюркоязычных стран имеет уже можно сказать давнюю традицию и осуществляется с середины 1990-х годов под эгидой Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), объединяющей сегодня 14 участников, включая суверенные государства (помимо Турции – это наши азиатские браться по СНГ) и федеральные субъекты или автономные регионы третьих стран (прежде всего России). Самым кассовым мероприятием фестиваля, пожалуй, можно назвать концерт Венского филармонического оркестра: под управлением маэстро Зубина Меты 21 июня всемирно знаменитый коллектив исполнит произведения Стравинского, Бетховена и Р. Штрауса, а в качестве солиста с ним выступит Даниэль Баренбойм.
Тем не менее, несмотря на столь именитых гостей, центральным событием фестиваля стала, безусловно, премьера оперы Луиджи Керубини «Медея», постановка которой была сделана специально для сцены античного Аспендоса. Более того, это исполнение – турецкая премьера шедевра французского композитора с итальянскими корнями и душой. И именно об этой работе наш сегодняшний рассказ.
На фото:
античный амфитеатр Аспендос