Очередная публикация Ирины Сорокиной посвящена сравнительно новому в оперном мире имени, однако уже снискавшему известность. Даниэла Барчеллона родилась в Триесте в 1969 году. Дебютировала на оперной сцене в 1993 году, исполнив на сцене Экспериментального театра Сполето партию Сузуки в "Мадам Баттерфляй". В активе певицы много успешных выступлений, среди них Танкред в одноименной опере Россини (1999, фестиваль в Пезаро), Анджелина в "Золушке" (2000, Рим), Кармен (2000, Мюнхен) и ряд др. Недавно Даниэла блестяще исполнила заглавную партию в опере Глюка "Орфей и Эвридика", о которой и пойдет речь в этой статье.
Область Марке и приветливый город Йези, одна из ее жемчужин, вновь распахивают нам свои гостеприимные двери. Йези заслуживает эпитета "жемчужина" не только потому, что в нем немало сокровищ архитектуры и живописи (в местной галерее хранится удивительное собрание полотен Лоренцо Лотто), но и потому, что здесь родились император Фридрих II и композитор Джованни Баттиста Перголези. Так что для туриста не будет потерей времени побродить по узким средневековым улочкам, обратить завороженный взеляд на на бастионы, сложенные из красивого светлого кирпича, полюбоваться осенним цветением роз и, задыхаясь, взобраться по пологим кирпичным лестницам, которые выведут вас в сердце Йези - на пьяццу, где, как и следует, расположен театр, носящий имя знаменитого композитора, автора и поныне любимых "Служанки-госпожи" и "Stabat Mater".
Открытие нынешнего stagione в Йези собрало много публики и критиков. На афише - опера Глюка "Орфей и Эвридика", а в главной роли дебютирует Даниэла Барчеллона, признанная самым интересным и перспективным меццо-сопрано последнего поколения.
Этот красивый спектакль - совместное производство театра "Перголези" и афинского театра "Мегарон". Греческая сторона приняла в его создании самое активное участие: режиссер и сценограф - Николас Петропулос, дирижер - Никос Тсуклос, в роли Эвридики - Сония Теодориду.
Казалось естественным, что для воплощения оперы на античный сюжет постановщик (тем более греческой национальности) обратится к возвышенным и всегда окружавшим его образам античного искусства. Но Николас Петропулос избрал для подражания другие образцы. "Орфей и Эвридика" трактован им как придворный спектакль эпохи Ренессанса, а непосредственной моделью для декораций и костюмов послужили знаменитые росписи Андреа Мантеньи в герцогском дворце в Мантуе под названием "Camera degli sposi" ("Комната супругов" - И. C.).
Театр в Йези, подобно многим театрам в старинных и прославленных итальянских городах, маленький, что делает его идеальной оправой для многих бриллиантов, которыми являются оперы века Просвещения. Здесь засверкали особыми блестками оперы Моцарта (на афише нынешнего сезона - "Cosi fan tutte") и его итальянских современников, например, "Тайный брак" Чимарозы или "Севильский цирюльник" Паизиелло. И "Орфей", о котором мы ведем речь, прекрасно вписан в драгоценный интерьер.
На сцене построен еще один театр - его прообразом мог быть театр в маленьком городке Саббионета неподалеку от уже упомянутой нами Мантуи. То, что живописцы Возрождения изображали на полотнах, волею одного из Гонзага было воплощено в жизнь. Саббионета - идеальный город Ренессанса, а едва ли не самое знаменитое его здание - придворный театр. Нечто подобное построил на сцене театра Перголези Петропулос. Вниманию приближенных некоего ренессансного князя (они же - хор) предложена античная история об Орфее и Эвридике.
В Петропулосе сценограф явно возобладал над режиссером. Впечатление от спектакля определяет его внешний облик, а не жизнь персонажей на сцене ренессансного театра. Это в общем статичное действо, в котором если и есть динамизм, то только благодаря хореографическим композициям Фабрицио Монтеверде - самого известного, наряду с Мауро Бигонцетти, на сегодня итальянского хореографа. Основанные на классическом танце, эти композиции отличаются поразительной слитностью с музыкой Глюка и смотрятся необычно благодаря ренессансным костюмам. Кстати, костюмы артистов кордебалета, оосбенно в танцах адских духов - радующая глаз удача Петропулоса.
Остальное в "Орфее" принадлежит к области хорошего музицирования. Даниэла Барчеллона в главной роли, несомненно, событие. Год назад Барчеллона снискала огромный личный успех в роли Танкреда на Россиниевском фестивале в Пезаро. Ныне она пробует себя в другой "священной" для меццо-сопрано роли - глюковском Орфее. На мой взгляд, результат менее убедительный с театральной точки зрения - в Пезаро певице, несомненно, помог гений - Пьер Луиджи Пицци*.
В не столь интересном "Орфее" в Йези Даниэла Барчеллона, как всегда, свежа и симпатична на сцене. А ее вокал можно сравнить с темным и душистым медом. Так что ее успех заслужен. К сожалению, художник не позаботился о соответствии костюма сценическим данным Барчеллоны. То, что так красиво смотрится на танцовщиках, совсем не к лицу очень высокой и круглолицей певице.
Миниатюрной с серебристым голоском Патриции Паче, напротив, затейливый ренессансный костюм подходит как нельзя лучше. Более прелестного Амура трудно себе представить, в то время как Сония Теодориду достойно выступает в партии несчастной супруги Орфея.
Оркестр под управлением Никоса Тсуклоса звучит выверенно, чисто и тепло, обретая особо взволнованный, нервный тон в сценах в Аиде. Знаменитая мелодия теряет привычную уху уравновешенность благодаря необычно ускоренному темпу. Но именно эти "сдвиги" находят идеального союзника в хореографии и помогают вдохнуть жизнь в малоподвижное зрелище.
"Орфей" в Йези взывает скорее к разуму, чем к сердцу. Но с вами остается нечто вроде приятного воспоминания о вечных и несколько печальных красотах культуры времен, которым не суждено вернуться.
Примечание:
* Пьер Луиджи Пицци (р. 1930) - итальянский режиссер и сценограф.
В своем творчестве проявляет интерес к историческим деталям. Ставил
оперы Генделя, Рамо, Глюка, Россини, Берлиоза др. Его постановка
оперы "Капулетти и Монтекки" Беллини в Ла Скала была показана
театром в 1989 на гастролях в Москве.