Эрнест Блох — одна из значительных фигур мировой музыки двадцатого века. Он родился 24 июля 1880 г. в Женеве в еврейской семье. С детства учился игре на скрипке в родном городе у Луиса Рэя, а позже композиции у Эмиля Жак-Далькроза, известного композитора и педагога, создателя новой системы музыкального воспитания (эквиритмии). Позже он совершенствовался в Брюсселе у великого скрипача Эжена Изаи и во Франкфурте по композиции у выдающегося педагога Ивана Кнорра. Э. Блох очень рано начал сочинять музыку, и для него было характерно тяготение к еврейской тематике. Он изучал еврейскую историю, философию, религию, поэзию, а в своих сочинениях разрабатывал еврейский мелос.
В 1911-15 г.г. Блох работал дирижёром в Лозанне и преподавал композицию в Женевской консерватории. В 1916 г. приехал в США как дирижёр балетной труппы и оставался там до 1930 г. В 1924 г. Блох стал гражданином США. Это был один из самых плодотворных периодов творчества композитора. С 1920 по 1928 г.г. он преподавал в Кливлендском институте музыки и был его директором. А с 1925 по 1930 г.г. он также преподавал в консерватории Сан-Франциско. В 1930 г. Блох вернулся в Европу, где выступал и дирижировал своими сочинениями и преподавал. В эти годы он сочинил свои основные произведения.
После прихода нацистов к власти Блох снова уехал в США и остался там навсегда. Он был там широко известен как педагог: преподавал в университете Беркли с 1940 по 1952 г.г. Многие американские композиторы его ученики: Кол Портер, Роджер Сешнс (позже стал ассистентом Блоха), Дуглас Мур, Эрнст Бэкон, Фредерик Джейкоби и другие. Можно сказать даже о школе композиции Э. Блоха. Скончался Блох 15 июня 1959 г. в Портленде, штат Орегон. Среди его наиболее известных сочинений: Еврейская рапсодия «Шеломо» для виолончели с оркестром (1916), которая принесла композитору мировую славу и до сих пор является одним из самых популярных сочинений для виолончели. Блестящим исполнителем «Шеломо» был М. Ростропович. Им также были написаны: оркестровая сюита «Баал Шем: три картинки из хасидской жизни» для скрипки и фортепиано (1923), позже композитор оркестровал это сочинение, Три еврейские поэмы для оркестра («Trois poemes jufs», 1913), два кончерто-гроссо, фортепианный квинтет, скрипичные сонаты и др.
В 1917 г. Блох написал большую симфонию «Америка» с хором, посвящённую памяти А. Линкольна и У. Уитмена. Своей родной Швейцарии Блох посвятил большую симфоническую фреску «Гельвеция», также он написал замечательный скрипичный концерт (1937). Но одно из главных сочинений композитора – богослужебная кантата «Abodath Hоkodesh» для баритона, хора и оркестра, написанная в 1933 г. Он был одним из самых оригинальных композиторов XX века, его музыка страстная и печальная, глубоко интеллектуальная и, как правило, насыщенная еврейскими мелодиями. Композитор был избран почётным членом Академии Санта-Чечилия в Риме и был награждён медалью Американской академии искусств и наук, а его сочинения часто удостаивались наград: струнный квартеты №2 и №3 получили премию американских критиков, а позже такой же премии удостоен был кончерто-гроссо №2. Симфоническая и камерная музыка Э. Блоха широко исполняется в США и Европе. Существует международное общество Эрнеста Блоха, которое проводит в 2009 г. различные мероприятия в связи с пятидесятой годовщиной кончины композитора.
В апреле и июле с. г. прошли большие юбилейные концерты в лондонском зале Wigmore Hall, где исполнялись различные сочинения композитора. Эти концерты устраивает общество Э. Блоха и Еврейский институт музыки, сопрезидентами которого являются леди Шолти и Леопольд де Ротшильд.
Но не все знают, что в молодые годы Блох написал свою единственную оперу «Макбет» по пьесе Шекспира (вторая опера композитора «Иезавель» осталась незавершённой). «Макбет» был сочинен в 1904 г., либретто написал Эдмонд Флег, который так же, как и Блох, был швейцарским евреем. Флег был известным писателем того времени, и его сочинения были связаны с библейской тематикой.
Премьера «Макбета» состоялась в Париже в 1910 г. в театре «Опера-комик». Опера шла на французском языке. Первыми исполнителями главных партий были Жан Нотэ (Макбет) и Люсьен Бреваль (Леди Макбет), крупная французская певица. Опера шла около двух лет. Затем она была поставлена в 1938 г. в фашистской Италии, несмотря на то, что и композитор, и либреттист были евреями. Но состоялось всего три представления. Вторая мировая война прервала все творческие связи с композитором. После войны опера «Макбет» ставилась в 1953-1963 г.г. в «Ла Скала», Риме, Брюсселе и Женеве, а также в Израиле. Совсем недавно, в 2004 г. «Макбет» был поставлен во Франкфурте.
В Великобритании «Макбет» исполняли один раз на концертной эстраде в 1975 г., дирижировал Х. Серебри, а главные партии пели известные певцы Райян Эдвардс и Хельга Дернеш. И вот, к 50-летней годовщине смерти Блоха, 23 марта 2009 г. опера «Макбет» впервые была поставлена в Великобритании на сцене лондонского «Bloomsbury Theatre» силами оперной труппы и оркестра Музыкального общества лондонского университетского колледжа под управлением дирижёра Чарльза Пиблса, солистами выступили певцы из различных музыкальных театров Великобритании. Режиссёр-постановщик спектакля Джон Рамстер – ведущий преподаватель Королевской академии музыки. На его счету постановки различных опер в театрах Англии, на фестивалях и по телевидению. Он также является писателем, многие его романы экранизированы. Рамстер прочёл «Макбет» как драму человека, неожиданно вознесённого на вершину власти, совершившего неслыханное преступление, которое разрушает его самого. Режиссёр проявил смелость и поставил оперу жёстко. Он перенёс действие спектакля в двадцатый век, в годы Первой мировой войны. Все мужчины одеты в форму английской армии начала прошлого века. Режиссёр минимальными средствами показывает зрителям жестокое и бессмысленное лицо войны. В батальных сценах занято мало артистов. Эта сторона спектакля производит огромное впечатление. Большая роль в музыке и, соответственно, в постановке, отведена трем колдуньям (ведьмам). Если у Шекспира они только предсказывают судьбы Макбета и других героев, то в спектакле они играют гораздо большую роль. На сцене три очаровательные и молодые певицы: Джессика Блэкстоун, Мими Кролл, Элла Джексон – отнюдь не страшные и уродливые ведьмы. Они поют и водят «хороводы» и постоянно присутствуют в жизни героев, и как бы «комментируют» происходящее (что-то вроде хора в древнегреческих трагедиях). В третьем действии, когда идёт сражение объединённых сил против тирании Макбета, эти колдуньи преображаются в сестёр милосердия Красного Креста, помогают раненым и уносят с поля боя убитых. Они очень внимательны к людям и сочувствуют их горю. В финале спектакля после убийства Макбета именно эти колдуньи возлагают английскую корону на Малкольма. Их вокальные партии сложные и разнообразные, чувствуется, что композитор их любит, и всю лирическую музыку отдал им. Главную партию Макбета пел Джордж фон Берге, отличный баритон. У него яркая внешность, и он очень драматично спел и сыграл свою партию. Он учился музыке в г. Бристоле и в Королевской академии музыки, у него много наград на вокальных конкурсах. Партию леди Макбет спела яркая американская певица Кэтрин Рорер, обладательница крупного меццо-сопрано. Композитор весь жар своего дара и любовь отдал именно этой героине. Для исполнения этой роли требуется большой драматический голос. К. Рорер отлично справилась с этой партией: у неё прекрасная внешность, мощный голос и незаурядный сценический талант. Она уже много пела в театрах США, в Лионской опере, и её участие в «Макбете» украсило спектакль. Незабываема сцена её ночного кошмара, когда она вспоминает убийство короля Дункана и пытается отмыть свои руки от крови, и при этом поёт труднейшую арию. В конце спектакля публика (и автор этих строк) устроили певице овацию. Небольшую партию короля Дункана исполнил известный английский тенор Руланд Дэвис, многие годы певший на сцене Английской национальной оперы. В противоположность напряжённым по музыке партиям Макбета и его жены, ария Дункана – мелодически красивая и выразительная, полная неги и какой-то умиротворённости. Небольшие вокальные партии других героев: Банко, Макдуфа и его жены, Малкольма и слуг – исполняли молодые певцы, многие из которых ещё учатся в колледже вокальному искусству. Они увлечены театром и с огромной отдачей участвовали в спектакле.
Сложная и утончённая музыка Блоха требовала от исполнителей не только хорошего вокала, но и драматического таланта. Сценический рисунок героев оперы был очень продуманно и чётко сделан режиссёром Рамстером. Чрезвычайно ярким было оформление спектакля художницей Бриджит Киман. У неё уже большой опыт работы художником и дизайнером в Королевском оперном театре «Ковент-Гарден». Сценическое решение «Макбета» было простым – открытая сцена, а на заднике – яркое солнце, которое постепенно закрывает чёрный круг. Костюмы были хороши: форма английской армии для мужчин, яркие платья для колдуний, а слуги и артисты хора были одеты в современные одежды. Художник как бы подчёркивает, что все эти события происходят в наши дни или в недалёком прошлом. Но в целом декорации и костюмы не отвлекают слушателей от музыки, ведь главное – музыка Блоха. Спектакль произвёл очень хорошее впечатление, он доступен для широкого круга слушателей и зрителей. Пьеса Шекспира «Макбет» для англичан – это их родное, близкое, а либретто Э. Флега точно следует тексту пьесы.
Можно только порадоваться, что коллектив этого театра вернул на английскую оперную сцену прекрасную оперу Э. Блоха «Макбет».