Объявляя год назад планы на текущий, ныне уже завершающийся 227-й сезон, руководство Большого театра обещало широкую гастрольную деятельность - как собственной труппы, так и зарубежных коллективов на обеих сценах первой московской оперы. К радости театралов эти амбициозные планы были во многом реализованы. Кое-что, однако, так и осталось "за скобками", в частности, не состоялись гастроли Венгерской государственной оперы с вердиевским "Макбетом" и "одной из опер современного венгерского композитора" (именно так было заявлено в пресс-релизе). Что ж, постараемся хоть в малой степени восполнить этот пробел. Наш постоянный автор А.Матусевич побывал недавно в Будапеште. Предлагаем его рассказ о буднях одной из ведущих центрально-европейских оперных сцен, а также о спектакле "Турандот", который он посетил.
Основанная в 1884 году в восточной, Пештской части венгерской столицы по инициативе столпов венгерской музыки, двух Ференцев - Листа и Эркеля Королевская опера за свою более чем столетнюю историю пережила немало славных страниц. Именно с этим театром связано становление венгерской национальной оперы, на сцене которого прошли премьеры музыкальных драм Эркеля, Бартока, Кодая, Донаньи и других композиторов. В разные годы за пультом оперного оркестра стояли знаменитые зарубежные и венгерские дирижеры, среди них - А.Рубинштейн, Р.Вагнер, Г.Берлиоз, Х.Рихтер, Ш.Эркель, Г.Малер, А.Никиш, Р.Штраус, И.Добровейн, О.Клемперер, Г.Абендрот, Э.Ансерме, Т.Бичем, Б.Вальтер, В.Фуртвенглер. Большинство венгерских вокалистов с мировым именем начинали свой путь на сцене Будапештской оперы, а число именитых иностранных гастролеров, поток которых не иссякал ни в годы правления фашистского диктатора Хорти, ни в эпоху коммунистического режима, поражает воображение. В 1970-80-е годы коллективом театра под управлением его главного дирижера Яноша Ференчика и итальянского маэстро Ламберто Гарделли было записано немало опер - как венгерских, так и иностранных, причем качество этих записей вызывает уважение. В нашей стране театр гастролировал дважды, так что отечественные меломаны имели возможность познакомиться с творчеством венгерских музыкантов. Было это, правда, достаточно давно - в 1958 и 1971 годах. С 1951 года театр помимо исторической сцены на проспекте Андраши дает также спектакли в перестроенном специально для музыкальных целей Городском театре на Площади Республики, носящем имя отца венгерской оперы Ференца Эркеля.
Трудности переходного периода "из социализма в капитализм" коснулись Будапештского театра в такой же мере, как и творческие коллективы в других бывших социалистических странах, и главной здесь была, конечно же, проблема резкого сокращения государственного финансирования. Однако, подобно тому как Венгрия была в числе лидеров на пути перехода к рыночной экономике, так и Национальная опера сравнительно быстро сумела преодолеть финансовый кризис. Свидетельство тому - афиша сезона 2002-2003 годов: на двух сценах с сентября по июнь зрителям предлагается около полусотни (!) названий венгерских, итальянских, немецких, французских и русских опер, причем значительная часть спектаклей - постановки последних лет. Воистину размах впечатляет: не всякому театру, даже с мировой репутацией, под силу иметь в репертуаре такое количество спектаклей одновременно. И это не считая балета, который, правда, занимает куда меньше места в репертуаре, чем опера!
Окинем беглым взглядом репертуар театра, чтобы составить себе представление о музыкальной жизни венгерской столицы. Без преувеличения он - на любой вкус. Вагнерианец к своей радости обнаружит здесь полностью идущую тетралогию "Кольцо нибелунга" (кстати, постановка цикла в 1990-е годы была осуществлена бывшим главным дирижером Большого театра Юрием Симоновым), а в довесок к ней еще и монументального "Парсифаля". Почитателям гения "маэстро итальянской революции" предлагается целая антология вердиевских творений - "Макбет", "Дон Карлос", "Риголетто", "Трубадур", "Травиата", "Отелло", "Аида", "Фальстаф". Поклонники бельканто смогут упиться изящными мелодиями своих кумиров, послушав "Севильский цирюльник" и "Золушку" Россини, "Лючию ди Ламмермур", "Дона Паскуале" и "Любовный напиток" Доницетти, а также "Сомнамбулу" Беллини. Пуччини поставлен почти весь - "Тоска", "Манон Леско", "Богема", "Мадам Баттерфляй", Триптих, "Турандот". Не забыты и любители "лучезарного" Моцарта - "Свадьба Фигаро", "Волшебная флейта", "Милосердие Тита", "Так поступают все", "Похищение из сераля" идут довольно часто. А какой настоящий оперный театр обойдется без "Кармен", "Фауста" или "Паяцев"! Слишком банально? Тогда для Вашего изысканного вкуса предлагается, например, "Саломея", или оперы Шёнберга и Цемлинского. Национальный репертуар представлен как классическими операми, такими как "Банк бан" Эркеля, "Хари Янош" Кодая или "Замок герцога Синяя Борода" Бартока, так и произведениями Донаньи, Фекете, Петровича, Вайды, Ранки и др. Ближайшая премьера этого сезона, намеченная на конец мая, - поспевшая аккурат к 300-летию Петербурга "Пиковая дама" Чайковского. На некоторые главные партии, правда, приглашены не питерские, а московские вокалисты: Лизу споет примадонна Большого Мария Гаврилова, а Елецкого - Андрей Бреус.
Одна из последних работ театра - грандиозная пуччиниевская "Турандот", в будапештской версии удивительным образом сочетающая сказочную, ориентальную утонченность с помпезностью парадного спектакля. На постановку сего труднейшего опуса был приглашен молодой режиссер Балаж Ковалик, выступивший также и в качестве сценографа. Что больше всего привлекает в его решении? Прежде всего, легкость и непосредственность, с какой режиссер обращается со сценическим пространством. По сути, на протяжении всех трех актов зритель видит одну и ту же декорацию - легкий мостик, протянувшийся от кулисы к кулисе, и идущие от него две опять же легкие ажурные лестницы. Однако то, как режиссер каждый раз по-разному использует вновь сформированное за счет перемещения легких конструкций пространство, вызывает восхищение. Это умелое конструирование пространства, его новое обыгрывание в каждой мизансцене сочетается с интересным световым оформлением. Вообще, световой партитуре в современном театре придается большое значение, что вполне оправданно: посредством цветовых контрастов, полутонов и теней возможно создание вполне самостоятельного, целостного спектакля. Тем более это уместно в сказочной опере. Уже при первых звуках оркестра световой поток поочередно вырывает из толпы одинаковых "китайцев" в качестве антитезы всей оперы разряженных словно попугаи трех министров, символизирующих коварство и интриги пекинского двора, и облаченную в светло-серый хитон хрупкую фигурку Лю, олицетворяющую искренность и жертвенную любовь. Такие колористические световые доминанты проходят через весь спектакль, что делает ключевые моменты оперы запоминающимися и яркими не только в музыкальном, но и в визуальном плане. В центре сцены, между легкими конструкциями, расположен демонически светящийся диск - именно из него выплывает зловещая фигура жестокосердной принцессы, и именно в него уходит завороженный ее холодной красотой Калаф. По краю сцены, у самой оркестровой ямы режиссер расставляет шесты с большими белыми "набалдашниками" - символами загубленных жизней неудачливых соискателей руки китайской принцессы. Вот те интересные моменты постановки, делающие ее вполне современной и "смотрибельной". В то же время в спектакле имеются и проходные, трафаретные места. Сценография несколько перегружена этнографическими подробностями. Столь популярная в Европе тема обличения тоталитаризма в который уже раз проиллюстрирована картинками из жизни Китая эпохи Мао Цзэдуна. Финал оперы, когда под экстатически ликующее звучание хора (в основу которого Франко Альфано положил знаменитую арию Калафа) влюбленные подымаются к трону императора, вообще решен в духе наивных голливудских блокбастеров 30-50-х годов - счастливая чета в ярком световом пятне рука об руку и спиной к залу восходит по широкой лестнице, в последний момент вполоборота бросая торжествующий прощальный взгляд в зрительный зал.
Музыкальная составляющая спектакля была сделана в целом добротно и не лишена моментов подлинного вдохновения. Итальянский дирижер Рико Саккани сумел провести оперу весьма динамично, высветив контрасты лирического, драматического и гимнического начал. Самым слабым звеном оркестра традиционно оказались медные духовые, в то время как струнные, напротив, порадовали сыгранностью и тембристым звучанием. Хор, чья роль столь важна в этой опере, продемонстрировал одновременно и эпическую мощь, и изысканность европейской традиции, не раз снискав заслуженные аплодисменты.
Среди вокалистов лидировал Янош Банди в партии Калафа. Его мужественный тенор - настоящий драматический голос, большая редкость по нынешним временам. В нем сочетается природная мощь с почти идеальной кантиленой, а все верхние ноты берутся уверенно и свободно. Известная венгерская певица Каталин Питти (Лю) поначалу звучала не очень уверенно - местами легкое покачивание голоса выдавало возраст артистки, а верхние ноты получались слишком резкими. Однако по ходу действия певица сумела взять инициативу в свои руки и продемонстрировать высокий уровень мастерства - особенно удалась финальная ария, спетая с искренностью и экспрессией, но в то же время без вокальных огрехов. В артистическом плане образ ее героини получился наиболее живым и трогательным.
Вероника Фекете в архисложной титульной партии оставила двойственное впечатление. Поначалу ее голос показался слегка дребезжащим и недостаточно мощным для партии принцессы, а в выходной арии певица испытывала определенные трудности с тесситурой и дыханием. В то же время в сцене загадок у артистки словно открылось второе дыхание - голос стал звучать увереннее и ярче и с каждым тактом становилось все очевиднее, что ее преимущественно вагнеровская специализация не случайна. Из исполнителей второстепенных партий наиболее убедителен и сценически, и вокально был Габор Немет в партии министра Пинга. Достойная ансамблевая культура певца выделялась, в особенности на фоне его "коллег"-министров.
В целом спектакль Венгерской государственной оперы продемонстрировал хороший европейский уровень, пусть и без ярких звезд международного класса, но зато с опорой на крепкий профессионализм национальных кадров, наличие которого, быть может, не менее важно, чем тесная интегрированность в мировое оперное пространство.
На фото:
Будапештская опера.
Рико Саккани.
Янош Банди - Калаф.
Вероника Фекете - Турандот.