Минуло пятьдесят лет со дня смерти автора "Адрианы Лекуврер", этой чудесной оперы, которую в нашей стране мало кто знает. Есть повод вспомнить о нем, рассказать о вехах его творческого пути.
Франческо Чилеа родился 26 июля 1866 года в маленьком местечке Пальми в Калабрии, что на юге Италии, в семье адвоката. В раннем детстве из-за психической болезни матери был отправлен отцом к бабушке по материнской линии. В семье царил дух музыки. Местный дирижер духового оркестра посоветовал отцу отдать его учиться игре на фортепиано. Однако вскоре отец отправляет семилетнего сына в Неаполь и помещает в частное учебное заведение. Мечта отца - сделать сына юристом. Впрочем, в школе большое внимание уделялось музыке, и, вскоре, у мальчика проявилось отчетливое стремление к занятиям композицией.
Встреча с библиотекарем Неаполитанской консерватории Франческо Флоримо, лучшим другом Беллини, оказала решающее влияние на судьбу будущего композитора. В 1878 году он (несмотря на сопротивление родных) поступает в консерваторию. Его учителями были П.Серрао (гармония и контрапункт) и Б.Чези (фортепиано). Здесь Чилеа знакомится с другим студентом - Умберто Джордано - также ставшим впоследствии знаменитым композитором. Молодой музыкант делает блестящие успехи, побеждает в студенческих конкурсах. В 1884 году умирает отец. Юношу продолжает поддерживать Флоримо. Вскоре Франческо назначают руководителем студенческого хора и оркестра. Это дает ему право бесплатного посещения знаменитого театра "Сан Карло", где он получает свои первые и, возможно, самые важные оперные впечатления. В 1887 году, после участие в очередном консерваторском конкурсе, начинающий композитор получает заказ на сочинение оперы, которую по традиции должны будут поставить в консерваторском театре. Так рождается его первая опера "Джина" (1889, либретто Э.Голишиани по мотивам французской комедии начала 19 в.), получившая благожелательную критику. В 1889 Чилеа заканчивает консерваторию. Вскоре П.Серрао знакомит его с известным издателем Э.Сондзоньо, соперником знаменитого Рикорди. Тот заказывает композитору новую оперу "Тильда" на либретто А. Дзанардини, сотрудничавшего с Понкьелли, Каталани, Массне, переведшего на итальянский язык тетралогию Вагнера. Премьера "Тильды" (апрель 1892, театр Пальяно во Флоренции) имела хороший успех. Ее быстро поставили в ряде городов Италии, а осенью того же года в Вене, вызвав одобрение самого Э. Ганслика, знаменитого критика той эпохи. Чилеа, однако, был не удовлетворен своей новой работой и по прошествии некоторого времени забрал партитуру, чтобы никогда более к ней не возвращаться.
Следующим этапом в творчестве композитора стала опера "Арлезианка" по драме А.Доде. В свое время к этой пьесе написал музыку Ж. Бизе. Сюиты из "Арлезианки" Бизе - украшение любого концерта симфонической музыки. Соперничество не смущало Чилеа, он писал увлеченно (хотя и довольно долго) и в 1897 году представил оперу на суд публики. Премьера оперы на либретто Л.Маренко состоялась 27 ноября 1897 года в миланском театре "Лирико". Эта премьера знаменита еще и тем, что в ней в партии Федерико выступил молодой Энрико Карузо. Плач Федерико (Lamento di Federico) из этой оперы стал одной из самых популярных арий тенорового репертуара и до сих пор восхищает своей проникновенностью. Сочинение было встречено хорошо, но без восторга. Впоследствии композитор дважды переделывал оперу (1889, 1912), но ожидаемого результата все равно не достиг. Впрочем, начиная с 30-х годов 20 в. она стала чаще появляться на театральных афишах и с тех вошла в мировой репертуар как редко исполняемое, но достаточно известное произведение. Во многом успеху способствовала постановка в "Ла Скала" (сезон 1935/36) с участием Маргериты Карозио (Виветта), Тито Скипы (Федерико), Джанны Педерцини (Роза Мамаи).
В 1902 году Чилеа создает свою лучшую оперу, вошедшую в мировой фонд оперной классики - "Адриану Лекуврер" (Милан, театро "Лирико", либретто А.Колаутти по пьесе Э.Скриба). В мировой премьере пели Анжелика Пандольфини (Адриана), Энрико Карузо (Морис), Джузеппе де Лука (Мишонне), дирижировал Клеофонте Кампанини. В зале присутствовали Р.Леонкавалло, А.Франкетти, Г.Д'Аннунцио. Успех был полным. Вскоре композитору прислал восторженное письмо Ж.Массне, побывавший на одном из первых представлений. В течении года "Адриану" поставили во многих городах Европы и даже в Буэнос-Айресе. Отметим постановку 1905 года в Риме с участием Саломии Крушельницкой и Джованни Дзенателло. Успеху способствовало значительно возросшее мастерство Чилеа как композитора, мелодиста, тонко чувствующего нюансы человеческой души и сумевшего воплотить их в музыке. Кроме того, удачным было либретто, а также и само популярное произведение Скриба, в основу которого легла подлинная история выдающейся французской актрисы 18 в. Адриенны Лекуврёр (в России главную героиню этой пьесы замечательно играла неподражаемая актриса таировского театра Алиса Коонен).
Многие выдающиеся певицы 20 века исполняли партию Адрианы (итальянский вариант имени Адриенна). Среди них - Магда Оливеро, Рената Тебальди, Мирелла Френи и др.
Постановочная судьба оперы в России, как это часто бывает, печальна. В 1906 ее исполнили в Петербурге в частной "Новой опере" А.Церетели (дирижер Голишиани, в заглавной партии Ливия Берленди). Только спустя много лет в 1989 году наши любители оперы смогли насладиться этим шедевром во время гастролей в Москве театра "Ла Скала" (дирижер Джанандреа Гаваццени, в главных ролях Мирелла Френи и Джузеппе Джакомини).*
Следующей опере композитора "Глория" суждено было стать последней, среди поставленных на сцене. Либретто на средневековый итальянский сюжет (Сиена 13 века) ему предложил Колаутти. Премьера готовилась для карнавального сезона в Милане. 15 апреля 1907 она состоялась в "Ла Скала". В главных партиях были заняты Крушельницкая (Глория), Дзенателло (Лионетто) и Паскуале Амато (Бардо). За пультом стоял сам Артуро Тосканини. Вот это обстоятельство (по мнению композитора) и сыграло роковую роль в судьбе сочинения. Как считал Чилеа, Тосканини не любил это произведение, дирижировал без энтузиазма и не смог выявить все достоинства произведения, хотя на премьере были овации, и публика вызывала композитора много раз. Опера прошла всего три раза. Теперь же она забыта. Сам композитор (как это часто бывает) ценил это свое детище более других. Мощные хоры, изощренная инструментовка - все это оказалось напрасным трудом. Попытка возобновить оперу (в новой редакции) была сделана в 1932 году (Неаполь), но с тем же результатом.
После очередной неудачи с оперой "Лесная свадьба" (1909), так и не увидевшей сцены, композитор практически перестает сочинять, не считая ряда инструментальных произведений. Он отдает себя преподаванию. С 1913 года он руководит консерваторией в Палермо, в 1916-35 годах - директор консерватории в Неаполе. Умер композитор 20 ноября 1950 года в итальянском городе Варацце.
Чилеа был ярким представителем веризма - своеобразного направления в оперном искусстве конце 19 - начала 20 веков. К плеяде композиторов веристов относятся также Р.Леонкавалло, П. Масканьи, У. Джордано и ряд других. Великий Джакомо Пуччини также в своем творчестве отразил некоторые черты веристского стиля. Здесь не место подробно рассказывать об этом художественном явлении.** Веризм был столь же ярок, как и недолговечен. Ряд композиторов-веристов (например, Джордано) отказались в своем позднем творчестве от его принципов. Но его лучшие образцы, среди которых "Арлезианка" и "Адриана Лекуврер" Чилеа, навсегда вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры.
Автор выражает признательность И.Сорокиной, любезно предоставившей ряд сведений о жизни композитора из редких итальянских изданий.
Примечания:
* О записях оперы и ее лучших исполнителях см. подробнее в разделе
"Аудио и видео" нашего сайта.
** О веризме см. статьи в Музыкальной энциклопедии (том 1,
стр.753), энциклопедическом словаре "Опера" (М. Композитор, 1999,
стр. 59).
Иллюстрации:
Франческо Чилеа
Портрет Адриенны Лекуврер
Магда Оливеро в роли Адрианы
Рената Тебальди в роли Адрианы
Мирелла Френи в роли Адрианы
Сцена из спектакля "Ла Скала"