Средь шумного вердиевского бала почти незаметной осталась другая дата: 11 января исполнилось 200 лет со дня смерти выдающегося итальянского композитора Доменико Чимарозы (1749-1801). Автор более 60 опер, среди которых знаменитый "Тайный брак", до сих пор с большим успехом ставящийся на сценах музыкальных театров, современник Моцарта, он внес свой оригинальный вклад в развитие "оперы-буффа", во многом подытожив более чем 60-летний путь развития этого жанра, подготовив почву для достижений своего великого соотечественника Джоаккино Россини.
Доменико Чимароза родился в городке Аверса близ Неаполя в семье каменщика и прачки. Отец его умер рано, и мать отдала сына в монастырскую школу для бедных. Мальчик рано проявил большие способности в области музыки. В 1761 году Доменико поступает в консерваторию "Санта-Мария ди Лорето" (в Италии в консерваторию принимались с детства), где его учителями были Г.Саккини, Н.Пиччини и другие известные музыканты. Здесь он изучает композицию, овладевает искусством игры на органе, клавесине и скрипке. В 1772 юноша оканчивает консерваторию и становится органистом в церкви. В том же году в неаполитанском театре "Фьорентини" ставится его первая опера-буффа "Причуды графа". Премьера имеет успех, композитор получает заказы на новые сочинения. Среди ранних опер наибольшей известностью пользуется "Итальянка в Лондоне" (1778, Рим, либретто Д.Петроселини). Эта опера не забыта и поныне (есть студийные записи). Постановки новых опер следуют одна за другой в крупнейших городах Италии.
Важнейшей вехой в творческом и жизненном пути композитора стал 1787 год. Его приглашают в Петербург на должность придворного капельмейстера и композитора. В те годы северная Пальмира становится одним из центров музыкальной культуры. Первые итальянские музыканты появились в столице в 1735 году (Ф. Арайя). В дальнейшем, особенно при Екатерине II, это становится уже господствующей традицией. До Чимарозы здесь работали Б.Галуппи, Дж.Паизиелло, Т.Траэтта и Дж.Сарти - непосредственный предшественник Чимарозы на посту придворного капельмейстера.
Своему приглашению в Петербург Чимароза во многом был обязан интриге вокруг придворной фаворитки-певицы Луизы Тоди, в которую невольно ввязался Сарти. Примадонна не простила итальянцу того, что тот выписал из Италии в Петербург знаменитого кастрата Маркези для участия в одной из своих опер. И Екатерина, покровительствовавшая Тоди, не стала продлевать контракт с капельмейстером (впрочем, Сарти Россию не покинул, а перешел на службу к Потемкину). Так или иначе, но место при дворе стало вакантным, и по рекомендации неаполитанского посла в Петербурге Антонио Мареска герцога Серракаприола Чимароза получает приглашение ко двору.
Композитор пробыл в России 3 года. За это время он написал и поставил в Эрмитажном театре две свои новые оперы-сериа "Дева солнца" (1788) и "Клеопатра" (1789), а также ряд опер своего друга Паизиелло. Но первым сочинением, которое Чимароза создал в России, стал реквием по жене герцога-посла, умершей через десять дней после приезда композитора в Петербург.
Однако суровый климат северной столицы не пришелся по душе теплолюбивому южанину. Да тут подоспело и новое обстоятельство. В Вене в 1790 году скончался император Иосиф II. Его сменил на троне брат, правитель Тосканы Леопольд II. В это же время (а во многом и в связи с этими переменами) подал в отставку с поста придворного капельмейстера А.Сальери. Давно надеявшийся на это место Моцарт воспрянул было духом, но его надеждам не суждено было сбыться. Должность в 1791 году получает Чимароза.
Именно в этот период была создан шедевр композитора - опера "Тайный брак" (1792, Венский Придворный театр). В основе либретто оперы, написанного Джованни Бертати - одноименная английская комедия Джорджа Колмана-старшего и Дэвида Гаррика. В Англии тогда пользовались успехом назидательные сюжеты, связанные с различными житейскими коллизиями, в том числе и брачными. Большую популярность приобрела серия картин У.Хогарта "Модный брак". Сюжетные мотивы этого цикла художника явственно прослеживаются в перипетиях интриги комедии.
Яркие музыкальные характеристики героев, драматургическая активность оркестра, блистательные ансамбли (особенно финал 1-го действия) - все это не могло не сказаться на огромном успехе оперы. Существует исторический анекдот (вполне похожий на правду), что опера настолько понравилась Леопольду II, что монарх пригласил артистов на обед, где попросил исполнить ее полностью еще раз.
В 1792 году император Леопольд умирает. С его смертью заканчивается венский период творчества Чимарозы. Он возвращается в Неаполь. Здесь также занимает пост придворного капельмейстера. С 1796 композитор живет в Венеции. Среди лучших сочинений этого периода опера-буффа "Женские хитрости" (1794, Неаполь) и опера-сериа "Горации и Куриации (1796, Венеция). В 1799 он с воодушевлением поддерживает Неаполитанское восстание и провозглашение республики, откликаясь на это событие сочинением "Патриотического гимна". Однако восстание терпит поражение. Чимароза арестован. Ему грозит смертная казнь. И только вмешательство Австрийского императора спасает жизнь композитора. В 1800 он выходит из тюрьмы. Вторично намеревается отправиться в Россию. Но здоровье композитора подорвано. Он скоропостижно умирает в Венеции 11 января 1801 года. Через несколько дней после его смерти в венецианском театре "Ла Фениче" состоялась премьера его последней оперы "Артемизия".
"Тайный брак" имеет счастливую судьбу. Опера по сей день идет во многих театрах мира. Среди многочисленных постановок отметим одну, имеющую историческое значение. В 1955 году опера была исполнена в Милане на открытии театра "Пиккола Скала" (дирижер Н.Санцоньо, режиссер Д.Стрелер). Хорошо знают "Тайный брак" и в России. Уже в 1794 году состоялась петербургская премьера оперы. В 1850 году она вновь с успехом шла на сцене Итальянской оперы Петербурга.
Первая русская постановка осуществлена в 1895 году в Михайловском театре (ныне Театр оперы и балета имени М.П.Мусоргского, в советское время - МАЛЕГОТ). Эта постановка знаменательна тем, что партию Графа Робинзона в ней пел Ф.Шаляпин. В наши дни опера входит в репертуар театра "Санктъ-Петербургъ Опера", идет также на сцене Красноярского театра оперы и балета.
У Чимарозы есть еще одно сочинение, которое часто исполняется в театрах и концертах, и о котором необходимо упомянуть. Это интермеццо для оркестра и баса "Дирижер оркестра", написанное предположительно между 1786 и 1792 годами, возможно в Петербурге (В России впервые поставлено в 1985 году в Московском Камерном музыкальном театре под руководством Б.Покровского). Эта своеобразная одноактная опера-буффа (сейчас бы ее назвали монооперой) в гротескной форме повествует о дирижере, который репетирует со своим оркестром, постоянно недоволен исполнителями, демонстрирует скрипкам, виолам, контрабасу, духовым как надо правильно играть. В конце концов, дирижер достигает (как ему кажется) нужного звучания и, довольный, заканчивает репетицию.
Закончим и мы нашу небольшую статью, посвященную одной из блестящих страниц истории оперного жанра.
Иллюстрации:
Доменико Чимароза.
Автограф партитуры оперы "Тайный брак".
У.Хогарт. "Помолвка" из серии "Модный брак".
Михайловский театр в Петербурге.
Ф.Шаляпин в роли Робинзона.
Сцена из спектакля "Тайный брак" ("Санктъ-Петербургъ Опера").