Сегодня мы публикуем небольшое эссе Ирины Сорокиной, посвященное певице Мариэлле Девиа. С любовью и романтической приподнятостью «рисует» автор портрет знаменитой артистки. Логичным дополнением к этому эссе будет словарная статья Е.Цодокова на ту же тему, более фактологическая по своему характеру.
У не одного поколения зрителей имя Мариэллы Девиа ассоциируется с ролью Лючии: один из критиков так и назвал ее – «Девиа ди Ламмермур». Блестящая мастерица колоратурного пения родилась в 1948-ом году в небольшом местечке Кьюзавеккья в провинции Империя, в прекрасной и улыбающейся области Лигурия. Здесь ее и по сей день можно найти в доме деда в перерывах между спектаклями.
Здесь за домом росло вишневое дерево, на которое она взбиралась, чтобы попробовать голос. Здесь девчонкой она пешком ходила в школу и пела по дороге: так местные крестьяне безошибочно знали, который час (правда это или легенда – кто знает?).
В Милане – одной из столиц оперного искусства – Мариэлла начала учиться пению, потом ее педагог переехала в Неаполь, а позже в Рим. Ученица последовала за ней. В римской Академии Санта-Чечилия она получила диплом певицы. Вечный Город подарил ей спутника жизни: в двадцать два года она вышла замуж за артиста оркестра той же Академии. Молодые люди учились вместе, росли вместе. Этот союз помог ей открыть секреты дыхания. Мариэлла утверждает, что инструменталисты занимаются больше певцов и обладают более высокой техникой.
Десятилетия блестящей и безупречной карьеры на лучших сценах мира – в Ла Скала и Ковент Гарден, Метрополитан Опера и Карнеги Холл, Россиниевском Фестивале в Пезаро, в Мачерате и Равенне, не говоря уже об оперных театрах Болоньи и Флоренции, Палермо и Генуи, Венеции и Неаполя... Кажется, что Мариэлла Девиа не совершает ошибок. Правда, сама певица, смеясь, утверждает, что кое-кто только и ждет, что она оступится. «Жаль только, жить в эту пору прекрасную...»,- заметил поэт.
Девиа – певица, специализирующаяся на белькантовом репертуаре. Ей никогда не приходит в голову броситься в омут, кишащий умирающими от чахотки Мими или изнемогающими от ревности Тосками. Не менее чужд ей барочный репертуар. Пантеон ее композиторов включает в основном Россини, Беллини и Доницетти. Список ролей впечатляет: Аменаида в Танкреде, Фьорилла в Турке в Италии, Елена в Деве озера, Дездемона в Отелло, Зельмира в одноименной опере, Джульетта в Капулети и Монтекки, Амина в Сомнамбуле, Эльвира в Пуританах, Беатриче ди Тенда, Лючия ди Ламмермур, Лукреция Борджиа, Адина в Любовном напиткe, Джильда и Виолетта. Может быть, это всего треть персонажей, которые она облекла в плоть и кровь: незабываемы ее Констанца (Похищение из сераля), Илия и Электра (Идоменей), Царица Ночи и Донна Анна, Каролина (Тайный брак), Маргарита, Джульетта и Лакме в операх Гуно и Делиба, Олимпия (Сказки Гофмана). Ее голос не исключителен по тембру, зато ее техника единственна. Она ни разу не предала природы своего лирико-колоратурного сопрано. Буквальный перевод выражения bel canto – «прекрасное пение» - отлично характеризует искусство Девиа: мягкость звукоизвлечения, отсутствие видимых усилий, гладкость линии, фантастическое дыхание, каскады ослепительных виртуозных пассажей и стилистический ригоризм. Она всегда избегала драматических партий, и, даже когда роли казались созданными специально для нее, тратила на их подготовку годы. Моцартовскую Донну Анну она спела тринадцать лет спустя с момента получения предложения, и даже ее любимая Виолетта ждала двенадцать лет, прежде чем ступить на сценические подмостки!
Мариэлла Девиа – воскресший идеал примадонны бельканто, романтическая дива, искусство которой воскрешает воспоминания о Джудитте Пасте и сестрах Гризи. Слишком далекие от нас фигуры, скажет читатель. А вот призрак Марии Каллас неумолимо кружит вокруг любого оперного театра, на афише которого Норма или Анна Болейн. Девиа пока не спела Норму, и, если бы это, наконец, произошло, дебют состоялся бы за рубежом. Почему не в Италии? Да потому, что она кишит «вдовцами» Каллас. И не только ими. Есть и «вдовцы» Лейлы Генчер...
Достоинство, серьезность, отсутствие спешки, погони за легким успехом, воплощением которых кажется Мариэлла Девиа, только одна составляющая ее личности. Эта никогда не ошибающаяся примадонна наделена еще и чувством юмора, и склонностью к риску. Она не боится обидеть меломанов, уверяя, что от многих спектаклей в традиционном духе несет плесенью, и является увлеченной союзницей режиссеров, предлагающих смелые и, порой, скандальные решения. В 2004-ом году Девиа рискнула появиться на подмостках Арена ди Верона (цитадели любителей знаменитых арий) в Травиате в постановке Грэма Вика в черном, вызывающе обтягивающем миниплатье и в светлом торчащем парике, надетом на лысую голову больной лейкемией Виолетты, и... снискала огромный успех.
Мариэлла Девиа при жизни вошла в ряд «священных чудовищ» современной оперной сцены. За правильность артистического выбора она была вознаграждена творческим долголетием. В 2008-ом году она спела в Ла Скала Марию Стюарт. Ее интерпретация сразу была признана образцовой. Ее Норма еще впереди.
На фото:
Мариэлла Девиа