Очередная публикация словарной статьи Е.Цодокова посвящена выдающемуся итальянскому маэстро Клаудио Аббадо, роль которого в истории оперного искусства трудно переоценить. Учитывая, что в интернете много противоречивых данных о карьере маэстро, следует специально подчеркнуть, что в данной статье многие из приводимых фактов его биографии сверены, насколько это было возможно, с информацией архивов оперных театров и ряда других заслуживающих доверия источников.
Итальянский дирижер и пианист. Родился в Милане в семье скрипача. Первоначальное музыкальное образование получил у своего отца. В 1955 окончил Миланскую консерваторию по классам композиции, дирижирования и фортепиано. Совершенствовался в 1956-58 в Вене у Сваровского1. В 1958 получил в Танглвуде премию Кусевицкого. Дебютировал как дирижер в Триесте в 1959 году. Его оперный дебют состоялся там же в 1962 (Любовь к трем апельсинам Прокофьева).
В 1960 впервые выступил на сцене Ла Скала в концерте, посвященном 300-летию А.Скарлатти. Участник мировой премьеры оперы Д.Мандзони «Атомная смерть» (1965, Милан, Пиккола Скала). Эта постановка стала его первой оперной работой в прославленном миланском театре. С 1966 регулярно выступал на основной сцене Ла Скала (в 1971-86 музыкальный руководитель, в 1977-79 художественный руководитель театра). Среди постановок на ведущей итальянской сцене: Капулетти и Монтекки (1966, новая редакция с теноровой партией Ромео); Лючия ди Ламмермур (1967); Симон Бокканегра (1971); Золушка (1973), Итальянка в Алжире (1973); Макбет (1975); Бал-маскарад (1977), Дон Карлос (1977, к 200-летию основания театра); Борис Годунов (1979); Лоэнгрин (1981); Кармен (1984); Пеллеас и Мелизанда (1986, позднее эта сценическая версия была повторена в Венской опере, 1988; Ковент-Гардене, 1992) и др.
После победы на конкурсе имени Митропулоса (1963) Аббадо получил возможность в течение нескольких месяцев выступать с нью-йоркским Филармоническим оркестром. В 1965 дебютировал в Англии со знаменитым Халле-оркестром. В 1965 по приглашению Караяна провел с Венским филармоническим оркестром свой первый концерт на Зальцбургском фестивале. В 1966 впервые появился за пультом Берлинского филармонического оркестра. В 1968 маэстро дебютировал на Зальцбургском фестивале уже в качестве оперного дирижера, исполнив Севильского цирюльника в постановке Поннеля. В том же году дебютировал «Дон Карлосом» в Ковент-Гардене и Метрополитен (в Нью-Йорке он провел 6 спектаклей и более в этом театре не выступал).
С 1971 руководил Венским филармоническим оркестром. В 1978 стал основателем Молодежного оркестра европейского сообщества. В 1979-88 был главным дирижером, а затем и художественным руководителем Лондонского симфонического оркестра. Работал также главным приглашенным дирижером Чикагского симфонического оркестра (1982-86).
В 1974 маэстро гастролировал с труппой Ла Скала в Москве («Симон Бокканегра», Аида, «Золушка»). В 1975 осуществил совместно с режиссером Любимовым и художником Д.Боровским в миланском театре «Лирик» мировую премьеру оперы «Под яростным солнцем любви» Ноно.
В 1975 исполнил в Ковент-Гардене «Бал-маскарад», в 1983 там же «Бориса Годунова» (авторская редакция, режиссер А.Тарковский). Ярким событием стала постановка на фестивале в Пезаро Путешествия в Реймс Россини (1984) с феноменальным составом солистов – Дара, Арайса, Газдиа, Р.Раймонди, Рэми, Риччарелли, Нуччи, Валентини-Террани, Кьюберли, Маттеуцци и др.
С 1984 выступал в Венской опере (дебют – «Симон Бокканегра», режиссер Стрелер). В 1986-91 был художественным руководителем главного австрийского театра. Всего продирижировал здесь 16-ю опусами. Среди лучших постановок «Бал-маскарад» (1986), Воццек (1987), «Путешествие в Реймс» (1988), Хованщина (1989), Электра (1989), Дон Жуан (1990), Свадьба Фигаро (1991, на сцене Театра ан дер Вин) и др. Особо надо упомянуть о возрождении забытой оперы Шуберта «Фьерабрас», исполненной в Театре ан дер Вин в рамках Венского фестиваля (1988, постановка Бергхаус). Последним спектаклем в Венской опере стал «Борис Годунов» (1994).
На Зальцбургском фестивале маэстро дирижировал «Электрой» (1989), оперой «Из мёртвого дома» Яначека (1992), участвовал в провокационной постановке «Бориса Годунова» (1994, режиссер Вернике), в 1997 году исполнял «Воццека» (спектакль Пасхального фестиваля, режиссер Штайн).
В 1989 после смерти Караяна маэстро был избран главным дирижером Берлинского филармонического оркестра (в 2002 его сменил на этом посту Раттл). В 1993 исполнил с оркестром сочинения Брамса и Р.Штрауса на сцене Ла Скала (последнее выступление в этом театре). Гастролировал с оркестром в Москве (1999).
Аббадо выступал и на других оперных сценах. Среди его работ «Золушка» (1971, Флорентийский музыкальный май; 1983, Барселона), «Аида» (1972, Мюнхен), «Кармен» (1977, Эдинбург), Плащ Пуччини (1987, Барселона), «Электра» (1996, Флоренция), Отелло (1996, Турин) и др. В 1998 дирижировал в Берлине Тристаном и Изольдой (концертное исполнение).
В 1994-2002 возглавлял Зальцбургский Пасхальный фестиваль, где поставил оперы «Электра» (1995, оперный дебют российского режиссера Л.Додина), «Отелло» (1996), «Тристан и Изольда» (2000), Фальстаф (2001), Парсифаль (2002) и др. Среди работ этих лет также «Дон Жуан» в знаменитой постановке Брука на фестивале в Экс-ан-Провансе (1998), Так поступают все (2000, Феррара), «Фальстаф» (1998, 2001, берлинская Штаатсопер), «Симон Бокканегра» (2002, Флорентийский музыкальный май) и др.
В 2003 маэстро завершает свою деятельность в Зальцбурге и становится руководителем Фестивального оркестра Люцерна. В эти годы он постепенно сокращает свои выступления на оперной сцене. В 2005 впервые исполняет Волшебную флейту в Реджо-Эмилии, затем повторяет ее в Ферраре, Баден-Бадене и Модене, а в 2006 дирижирует этой оперой в Эдинбурге. Среди немногочисленных оперных выступлений А. в последние годы – «Фиделио» в Ферраре (2008). В 2010 он исполнил этот бетховенский шедевр в Люцерне. Осенью того же года продирижировал «Стабат Матер» Перголези на фестивале в Йези.
В 2005 Аббадо, продолжая руководить оркестром в Люцерне, возглавил болонский Оркестр «Моцарт». Именно в это время он стал прибегать в аутентичной манере исполнения, став, пожалуй, первым среди выдающихся маэстро, пришедших к этому типу музицирования после столь длительной и успешной классической карьеры. В 2007 из-за резкого ухудшения здоровья временно прекращал выступления, но вскоре вернулся к творческой деятельности.
Аббадо — крупнейший дирижер 2-й половины 20 века. В его репертуаре широко представлены западноевропейская классика, а также русская музыка и авангард (Берг, Шёнберг, Берио, Ноно, Штокхаузен, Пендерецкий и др.). Аббадо – основатель фестиваля современной музыки Wien Modern.
Неоднократно исполнял ораториальную музыку – «Страсти по Матфею» Баха, «Глорию» Вивальди, «Стабат Матер» Перголези, Большую мессу до-минор и Реквием Моцарта, Мессу соль-мажор Шуберта, Реквием Верди, Немецкий реквием Брамса и т. д.
Исполнительская манера дирижера отличается точностью нюансировок и внутренней эмоциональностью без излишней внешней аффектации. Среди лучших студийных оперных записей «Макбет» (1976, солисты Каппуччилли, Верретт, Доминго, Гяуров), «Симон Бокканегра» (1977, солисты Каппуччилли, Френи, Каррерас, Гяуров, Ван Дам), «Кармен» (1977, солисты Берганса, Доминго, Котрубас, Милнс), «Итальянка в Алжире» (1987, солисты Бальтса, Лопардо, Дара, Р.Раймонди), «Пеллеас и Мелизанда» (1991, солисты Ле Ру, Юинг, Ван Дам). Все эти работы осуществлены на фирме Deutsche Grammophon.
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.