Опера австрийского
композитора Гайдна 1
в 3-х актах (1768, Эстергаза). Либретто Гольдони (на итальянском
языке).
Главные персонажи: Семпронио (тенор), Грилетта (сопрано), Менгоне
(тенор), Вольпино (меццо/сопрано).
Действие происходит в аптеке у Семпронио.
Сюжет:
1 акт.
Менгоне поступил на службу к аптекарю Семпронио, чтобы быть ближе к
своей возлюбленной Грилетте, воспитаннице аптекаря. Грилетте
нравится юноша, что вызывает раздражение у опекуна.
2 акт.
Грилеттой также увлечен богач Вольпино, однако у него нет шансов,
ибо сам Семпронио мечтает о женитьбе на девушке. Менгоне никак не
решается объясниться с Грилеттой, и она уже готова уступить
аптекарю. Тот зовет нотариуса. Под видом сразу двух нотариусов
являются переодетые вздыхатели Менгоне и Вольпино. Под диктовку
аптекаря они вписывают в брачный контракт каждый себя! Но уловка
разгадана и Семпронио гонит их прочь.
3 акт.
Вольпино решил попробовать еще раз перехитрить Семпронио. Зная
слабости опекуна и его интерес к «красивой» заморской жизни, он
наряжается в знатного турка и предлагает Семпронио место
придворного аптекаря у турецкого султана. Взамен он требует
Грилетту! Аптекарь отказывается. Тогда Вольпино в гневе начинает
громить всю утварь. Подоспевший Менгоне выручает аптекаря. Тот,
наконец, соглашается на брак Грилетты и своего помощника.
Написанное в традициях оперы-буффа и венской классической школы, сочинение представляет собой прекрасный образец гайдновского творчества. Не являясь в оперном жанре реформатором, композитор, тем не менее, в совершенстве владеет стилем. Партитура представляет собой образец изящества и отточенности, а также полна юмора и иронии, которые были в высшей степени свойственны композитору. Основное действие этой камерной оперы для 4-х солистов сосредоточено в речитативах. Многочисленные арии и ансамбли призваны выразить чувства героев и кульминационные повороты сюжета. К наиболее ярким страницам можно отнести квартет «сцены бракосочетания» из 2-го акта и «турецкую» арию Вольпино из 3-го. Однако в сочинении отразились и некоторые слабые стороны оперного творчества великого «венца». По существу, музыка далеко не всегда отражает характеры персонажей и настроение того или иного эпизода, что весьма наглядно проявилось в комическом терцете 1-го действия (сцена «поцелуев украдкой»), где композитору не вполне удалось передать переживания Грилетты и Менгоне. Что касается мастерства драматического развития действия, то Г. тут заметно уступает Моцарту.
После нескольких исполнений (в т. ч. в 1770 в Вене) А., как и большинство опер Гайдна, был прочно забыт. Возрождение оперы произошло лишь в конце 19 в., когда в 1895 состоялась немецкая премьера сочинения в Дрездене. Для этой постановки опера была переведена на немецкий язык и переработана Робертом Хиршфельдом – в частности, теноровые партии были переданы буффонным басам. Большой успех эта версия имела в Гамбургской опере (1895) и Венской опере (1899) под управлением Малера. Среди редких постановок 20 в. спектакли в Амстердаме (1911), Лондоне (1925), Нью-Йорке (1926), Вене (1932), Берлине (1936). В конце века можно отметить спектакль на фестивале в Экс-ан-Провансе (1988). В настоящее время опера чаще исполняется в оригинальной редакции. В 2007 она была исполнена в концертном варианте в Ровиго. Русская премьера состоялась в московском Камерном музыкальном театре (1976).
Краткая дискография:
CD Hungaroton (studio) – дир. Д.Лехель; солисты А.Фюлоп, М.Кальмар,
И.Рожош, В.Кинчеш.
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.