20 марта с. г. исполнилось 150 лет со дня рождения выдающейся шведской певицы Сигрид Арнольдсон. Мы публикуем по этому поводу статью о ней из Оперного словаря Е.Цодокова.
Шведская певица (сопрано). Родилась в Стокгольме в семье известного тенора О.Арнольдсона (1830-1891). Училась сначала у отца, затем в Париже у Морица Стракоша, знаменитого учителя и антрепренера А.Патти 1. Продолжила вокальное образование у М.Маркези и Арто. Уже с 1882 выступала с концертами в Стокгольме. Дебютировала на сцене в 1885 (Прага, Национальный театр, партия Розины). В 1886 приехала в Москву, где с огромным успехом выступила на сцене Большого театра в партии Розины.
В 1887 гастролировала в Париже на сцене Опера-Комик. После успеха лондонских гастролей 1887 в театре Друри Лейн о ней заговорили в Европе, как о новом «шведском соловье», продолжательнице традиций Ж.Линд. Весной 1988 года состоялся ее дебют в Ковент-Гардене (Церлина в Дон Жуане). В своем первом сезоне на главной английской сцене она с блеском пела также партии Керубино, Розины, Папагены в Волшебной флейте, Оскара в Бале-маскараде. В том же году исполнила Опере Монте-Карло заглавную партию в Миньон Тома (затем по приглашению директора театра Гюнсбурга неоднократно выступала на этой сцене вплоть до 1906 года, когда произвела фурор в партии Тамары в Демоне). В 1889 ее вновь ждал оглушительный успех в России, на этот раз в Московской частной русской опере, где она под режиссерским руководством Мамонтова создала прекрасные образы двух Церлин – в «Дон Жуане» и Фра-Дьяволо Обера. На ее прощальном московском спектакле этого сезона публика от восторга ринулась на сцену, сломав барьер, отделяющий зрительный зал от оркестровой ямы. И в дальнейшем А. гастролировала в России (в т. ч. в Петербурге в 1897 в Итальянской опере). В 1891 пела в Барселоне. В 1893 певица дебютировала в Метрополитен (дебютная роль – заглавная партия в опере «Филемон и Бавкида» Гуно). На этой сцене она выступала один сезон (1893/94), исполнив роли Маргариты в Гугенотах Мейербера, Микаэлы в Кармен, моцартовской Церлины, Недды в Паяцах, Керубино. Кроме того, в 1894 А. участвовала в американской (Метрополитен) и английской (Ковент-Гарден) премьерах Вертера Массне (партия Софи). В 1895 спела в Цюрихе Кармен* и Миньон. В дальнейшем А. пела на многих сценах Европы (вновь в Цюрихе, в Лейпциге, Бремене, Стокгольме, Гааге, Риге, Будапеште и др.). В 1899 гастролировала в берлинской Королевской опере, в 1907-09 в Дрездене. Среди многочисленных ролей также Сюзанна, Офелия в Гамлете Тома, заглавная партия в «Диноре» Мейербера, Маргарита в Фаусте, Виолетта, Евдоксия в Жидовке Галеви, Джульетта в Ромео и Джульетте Гуно и др.
Певица обладала огромным диапазоном в 3 октавы и уверенно себя чувствовала не только в партиях лирического и колоратурного сопрано, но и в репертуаре меццо (партия Кармен). Ее «бриллиантовый» тембр в сочетании с техническим совершенством, интеллигентным артистизмом и искренностью покоряли публику.
В 1911 артистка завершила сценическую карьеру. С 1910 года являлась членом Стокгольмской музыкальной академии. В 1912-38 преподавала в Вене, затем вернулась в на родину в Стокгольм.
Голос певицы запечатлен в записях (см., например, Symposium, кат. 1342, Оперная коллекция, выпуск 17, арии и фрагменты из произведений Моцарта, Россини, Вебера, Верди, Тома, Гуно, Бизе, Вагнера, записи 1906-10 гг.).
Примечание:
Сведения о выступлении певицы в 1903 в Ковент-Гардене в партии
Кармен, где она вышла на срочную замену заболевшей Кальве,
приводимые в некоторых источниках, не находят подтверждения в
поспектакльной хронологии театра (H.Rosenthal «Two centuries of
opera at Covent Garden», London. Putnam, 1958).
На фото:
Сигрид Арнольдсон
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.