Русский режиссер. Учился на юридическом факультете Московского университета. В 1918-23 выступал как актер драматического театра, пробовал себя в режиссуре в Музыкальной студии Московского художественного театра. Первой работой в оперном жанре стал спектакль в Музыкальном театре имени Немировича-Данченко «Девушка из предместья» де Фальи 1 (1928, оригинальное название Жизнь коротка), который ставился под руководством основателя театра. В 1924 снялся в фильме «Папиросница от Моссельпрома», ставшем классикой советского кино. В 1931-36 Баратов – режиссер Большого театра. Дебютировал оперой Турандот Пуччини (1931). В дальнейшем поставил здесь оперы Псковитянка Римского-Корсакова (1932), Евгений Онегин (1933), Князь Игорь и Мазепа (1934), Севильский цирюльник (1935).
В 1936-38 работал в Свердловском театре оперы и балета. В 1938-43 – главный режиссер Мариинского театра. Среди постановок Жизнь за царя (1939), переработанная версия Чародейки Чайковского (1941, либретто поэта С.Городецкого), Ночь перед Рождеством Римского-Корсакова (1943). В 1944-49 Баратов возвращается в Большой театр в качестве главного режиссера. Среди постановок этого периода Пиковая дама (1944) и выдающийся спектакль Жизнь за царя (1945, переработанное либретто С.Городецкого). В дальнейшем продолжал работу в БТ до 1956, но уже не в должности главного режиссера. Поставил «Бориса Годунова» (1946, 1948), Хованщину (1950), «Чародейку» Чайковского (1958) и др.
В 1951-59 Баратов – главный режиссер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Среди лучших работ на этой сцене «Семья Тараса» Кабалевского (1951, 2-я редакция), Война и мир (1957). В 1960 поставил в Мариинском театре «Хованщину» (спектакль возобновлен в 2000 режиссером Александровым).
С 1926 занимался педагогической работой, с 1947 профессор ГИТИСа. Ставил также оперы советских композиторов Хренникова, Кабалевского. М.Коваля.
Стилю постановок Баратова присуща сценическая монументальность, внимание к деталям и классическая ясность, свойственная типичным традициям советской эпохи.
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.