БАРИТОН (итал. baritonо, от греч. – низко звучащий). В пении: мужской голос, средний по высоте между тенором 1 и басом. Основной стандартный диапазон – от А до f1 (иногда до as1 и a1).
В опере партии для Б., как особого вида голоса, стали активно применяться со 2-й пол. 18 в., прежде всего в поздних операх Моцарта, однако сам термин получил распространение только в 1-й пол. 19 в. (до этого для всех низких голосов использовался термин бас).
Используются различные виды классификации Б. Наиболее распространенным является разделение Б. на лирический и драматический.
Оно непосредственно связано с характером подачи звука и лишь косвенно зависит от его высотности. Лирический тип – более мягкий и прозрачный, драматический – сильный и объемный. К типичным партиям лирического Б. принадлежат моцартовские роли Графа Альмавивы, Папагено, партии Малатесты в Дон Паскуале Доницетти, Жермона, Роберта в Иоланте. Среди драматических партий: вердиевские роли – Риголетто, Макбета, Яго, партии Тонио в Паяцах, Скарпиа, Демона, Томского в Пиковой даме, значительная часть вагнеровских партий (см. также бас-баритон).
Любая классификация страдает схематизмом и субъективизмом. Так, например, партия Евгения Онегина тяготеет по своим характеристикам к лирическому амплуа, но наличие в ней достаточно низких нот экспресивного звучания позволяет драматическим Б. с успехом исполнять ее.
Существуют и иные классификации Б. Их основная цель – попытаться более точно охарактеризовать те или иные голосовые особенности оперных партий. Так, среди лирических Б. иногда дополнительно выделяют «бельканто-баритонов», исполняющих колоратурные партии в операх Россини, Доницетти. Иногда вводится амплуа - «Kavalierbariton» (т. н. «кавалерский» Б.), куда причисляют, например, партию Дон Жуана, хотя эта партия, в принципе, лучше всего подходит бас-баритону. Здесь, конечно, происходит путаница между тесситурными, тембровыми и театрально-драматическими характеристиками ролей, что особенно очевидно при попытках т. н. репертуарной классификации Б. (вердиевские; героические; «злодеи», типа Скарпиа, Тонио и др.). К особому виду Б. принадлежит «баритон-мартен» (по имени знаменитого французского певца конца 18 – начала 19 вв. Мартена), приближающийся по типу и наличию высоких нот к тенору. Наиболее характерной партией этого амплуа является роль Пеллеаса из оперы Пеллеас и Мелизанда Дебюсси, которую в равной степени могут исполнять тенора и Б. Достаточно зыбкой, подчас, является граница между высоким басом и бас-баритоном. Певцы с такими голосами могут петь партии Лепорелло или Демона.
Как уже отмечалось, амплуа Б. получило значительное, если не доминирующее значение в операх Моцарта. Ведущие роли в операх Свадьба Фигаро, Дон Жуан, Волшебная флейта принадлежат именно им. С наступлением эпохи бельканто ситуация несколько изменилась. Главенствующую роль (после ухода с оперной сцены кастратов) получили тенора, которым, как правило, поручались ведущие партии положительных персонажей или героев-любовников. Б. оказался в некоей оппозиции, ему отводились роли «третьего» в любовном треугольнике, злодея, характерного или сопутствующего комического персонажа, иногда брата или отца. Эта же традиция, в целом, сохранялась и далее во французской большой опере, лирической опере, у Верди и веристов. Таковы Фигаро, Дандини в Золушке Россини, Белькоре в Любовном напитке, Генрих Астон в Лючии ди Ламмермур, Ричард в Пуританах Беллини, Валентин в Фаусте, Барнаба в Джоконде Понкьелли; вердиевские Граф ди Луна, Жермон, Дон Карлос в Силе судьбы, Ренато в Бале-маскараде и Яго; Тонио в «Паяцах», Скарпиа, Жерар в Андре Шенье Джордано и др. Это правило распространяется и на титульные роли (Макбет, Риголетто, Фальстаф, Демон, Евгений Онегин). Среди немногочисленных исключений роли Гамлета в одноименной опере Тома, Атанаэля в Таис Массне и некоторые другие. И даже в операх Вагнера, несмотря на существенно меняющееся отношение композитора к вокальным амплуа (см. бас-баритон) иногда встречается такой «подход» к распределению ролей в опере (Тельрамунд в Лоэнгрине).
Если вести речь о персоналиях, то история «оставила» нам множество выдающихся имен певцов-баритонов, среди них Тамбурини, Баттистини, Амато, Де Лука, Руффо, Беки, Гобби, Гранфорте, Уоррен, Панераи, Бастианини, Фишер-Дискау, Аллен, Дездери и др. Среди солистов современной генерации нельзя не упомянуть Хэмпсона, Терфела, К.Альвареса и др.
Российская школа баритонов также дала миру много достойных представителей, среди них Тартаков, Бакланов, Норцов, Лисициан, Лейферкус, Хворостовский и др.
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.