Бичем (Beecham) Томас (1879-1961)

Евгений Цодоков
Основатель проекта

Английский дирижер и импресарио. Один из крупнейших музыкально-общественных деятелей Англии 1-й половины 20 в. Родился в семье богатого промышленника и мецената Джозефа Бичема. Учился в Оксфорде, систематического музыкального образования не получил. Непродолжительное время брал частные уроки в Лондоне (у дирижера Чарльза Вуда) и в Париже, однако дирижерскому искусству выучился, практически, самостоятельно. В 1899 впервые выступил как дирижер в своем родном городе Сант-Хеленсе с манчестерским Халле-оркестром, заменив заболевшего маэстро Рихтера 1. В 1902-04 сотрудничал с гастрольной Британской оперной компанией. В 1905 дебютировал с «Куинс-холл-оркестром». В 1906 организовал в Лондоне Новый симфонический оркестр, преобразовав его в 1909 в Симфонический оркестр Бичема.

К 1909 относится начало регулярной оперной деятельности дирижера. Он проводит в лондонском Театре Его Величества цикл утренних спектаклей оперы Э.Смит «Морские разбойники». В 1910 дебютирует в Ковент-Гардене, исполнив Электру (английская премьера). В свой первый сезон Б. продирижировал здесь операми Кармен, Сказки Гофмана Оффенбаха, Фауст, Свадьба Фигаро, Долина д’Альбера, Саломея и др., а также был участником мировой премьеры оперы «Сельские Ромео и Джульетта» Дилиуса. В дальнейшем стал активным пропагандистом сочинений этого английского автора. Неоднократно в последующие годы сотрудничал с Ковент-Гарденом, выступая в театре в 1913 и в сезонах 1919-20 гг. В репертуаре этих лет оперы Нюрнбергские мейстерзингеры, Тристан и Изольда Вагнера (1913), Кавалер розы (1913), Бал-маскарад, Богема, Манон, Ромео и Джульетта Гуно (1919), Золотой петушок, Паяцы, Тоска (1920). После значительного перерыва маэстро снова вернулся сюда в 1932, а в 1933-39 занимал пост художественного руководителя театра. Среди значительных постановок этого периода Осуждение Фауста Берлиоза (1933), цикл Кольца нибелунга (1934, с участием Мельхиора), Лоэнгрин (1935, с участием Мельхиора и Лотте Леман), «Кармен» (1935, с Супервиа в заглавной партии), «Тристан и Изольда» (1937, с Мельхиором и Лейдер/Флагстад), Фиделио Бетховена (1938, с Росвенге). В последний предвоенный год (1939) Б. дирижировал в Ковент-Гардене Аидой (солисты Канилья/Тёрнер, Джильи, и Стиньяни), Дон Жуаном (солисты Пинца, Ретберг, Х.Конечны, Фаверо, Таубер).

Одновременно с началом работы в Ковент-Гардене Б. выступал как оперный дирижер и в других английских театрах. В 1910 он организовал в Театре Его Величества моцартовский сезон (Похищение из сераля, Так поступают все, «Свадьба Фигаро»). В 1911-14 регулярно выступал в театре Друри Лейн, где в 1913 исполнил впервые на английской сцене Ариадну на Наксосе Р.Штрауса, а также «Кавалера розы». Он продирижировал здесь также операми Волшебная флейта (1914), Луиза Шарпантье, Мадам Баттерфляй и др. К этому периоду творчества относится начало сотрудничества маэстро с «Русскими сезонами» Дягилева. При финансовой поддержке своего отца он организовал в 1911 и 1913-14 несколько английских сезонов дягилевской балетной и оперной антрепризы, где выступил одновременно в качестве импресарио и дирижера ряда постановок. Среди спектаклей этих гастролей особенно надо отметить скандального оперно-балетного «Золотого петушка» Римского-Корсакова вызвавшего яростные нападки наследников композитора (см. Русские сезоны). В 1915 Б. основал «Оперную труппу Бичема», просуществовавшую до 1920 (в 1922 на ее основе была создана Британская национальная оперная труппа). Среди постановок труппы «Ромео и Джульетта» (1915), Самсон и Далила, «Аида», «Тристан и Изольда» (все в 1916). В 1917 в Манчестере им была осуществлена 1-я английская постановка «Пертской красавицы» Бизе. После 1920 маэстро, практически, прекратил свою деятельность как импресарио и сосредоточился на исполнительском искусстве. В 1931 в театре Друри Лейн дирижировал 1-й английской постановкой Русалки с участием Шаляпина. В 1932 участвовал в Зальцбургском фестивале.

Б. является основателем Лондонского филармонического оркестра (1932), Королевского филармонического оркестра (1946). В годы 2-й мировой войны он жил в США, выступал с оркестром Сиэтла (1941-43), в Метрополитен (1942-44), где им были исполнены оперы «Кармен», «Луиза», «Манон», «Сказки Гофмана», «Фауст», «Золотой петушок», «Тристан и Изольда», Фальстаф. Гастролировал в Монреале (1943, «Свадьба Фигаро»), в Мехико-Сити (1944, «Волшебная флейта») и др.

В 1946 вернулся в Европу. Был участником Эдинбургского фестиваля (с 1947), Глайндборнского фестиваля (1948-49). В 1951 поставил в Ковент-Гардене редко исполняемую оперу «Богемская девушка» Балфа. В том же году в последний раз выступил в этом театре, исполнив «Нюрнбергских мейстерзингеров». В 1953 поставил в оксфордском Нью Тиэтр никогда не исполнявшуюся раннюю оперу Дилиуса «Ирмелин». В 1958 маэстро завершил свою оперную карьеру сезоном в театре Колон Буэнос-Айреса («Кармен», «Самсон и Далила», Фиделио, Отелло, «Волшебная флейта»). Его последнее выступление в качестве дирижера состоялось в Портсмуте (1960).

Б. – один из первых английских дирижеров, получивших мировое признание. Масштабы его творчества впечатляют. Как импресарио он участвовал в организации 120 оперных постановок. Много выступал с крупнейшими оркестрами мира. Его дирижерский стиль отличался гармоничностью и выверенностью звучания. В репертуаре Б. важное место занимали произведения Генделя, Моцарта, Гайдна, Сибелиуса, Р.Штрауса, русских композиторов (Балакирева, Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова) и др. Особенно ярко в его исполнении звучали оперы французского репертуара (прежде всего «Кармен», «Сказки Гофмана», «Луиза»).

Среди многочисленных записей выделяются блистательные версии «Кармен» (EMI, Лос Анхелес, Гедда, Мишо, Блан) и «Богемы» (EMI, Лос Анхелес, Ю.Бьёрлинг, Амара, Тоцци, Меррилл). В 1947 дирижер осуществил с Королевским филармоническим оркестром ряд записей французских опер, в т. ч. первые записи опер Троянцы Берлиоза, «Пертская красавица» (на английском языке), Два дня Керубини. Участвовал в качестве дирижера также в создании фильма М.Пауэлла и Э.Прессбергера «Сказки Гофмана» (1951). Автор мемуаров (1944), книги о творчестве Дилиуса (1960).

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ