Испанская певица (сопрано). Ее настоящее имя Лукреция Борджиа. Родилась в семье военного. Росла в атмосфере любви к музыке, которую ей привила мать, увлекавшаяся пением. Посещала монастырскую школу, затем консерваторию в Валенсии (1902-07). Продолжила обучение в Милане. Ее учителем был знаменитый М.Видаль (среди его воспитанников Виньяс 1, Сторкио и др.). Впервые выступила на сцене в 1908 (Рим, партия Микаэлы в Кармен). С 1910 в Ла Скала, где дебютировала в партии Каролины в Тайном браке Чимарозы. В 1911 пела здесь партию Октавиана в итальянской премьере Кавалера розы под управлением Серафина. В 1913 на юбилейных вердиевских торжествах в Буссето исполнила партии Алисы Форд в Фальстафе и Виолетты.
В 1910 она была приглашена для участия в гастролях Метрополитен в Париже, где на сцене Гранд-Опера имела огромный успех в Манон Леско (заглавная партия) с участием Карузо. В 1912 состоялся ее нью-йоркский дебют в Метрополитен в той же партии. История этого дебюта драматична. На открытии сезона должны были идти Гугеноты с Хемпель в партии Маргариты. Однако примадонна заболела, и спектакль был заменен на «Манон Леско», где партнером Б. вновь выступил Карузо. До 1915 певица исполнила в этом театре ряд партий, в т. ч. Джильды, Недды в Паяцах, Норины в Дон Паскуале Доницетти, Мими. Был также участницей 1-й постановки на сцене Метрополитен Сказок Гофмана Оффенбаха (партия Антонии), американских премьер опер «Любовь трёх королей» Монтемецци (1914, партия Фьоры), «Оракул» Леони (1915).
В 1915 певица заболела и была вынуждена прервать свою певческую карьеру. Ей была сделана операция на горле, после чего она восстанавливала свое здоровье в горах Испании. В 1919 Б. вернулась на сцену. Она исполнила в Монте-Карло партии Мими и Церлины в Дон Жуане. В 1921 партией Мими, одной из лучших в ее репертуаре, певица возобновила свои выступления в Метрополитен (ее партнером в этом спектакле стал Джильи), где продолжала петь до 1936. За этот период Б. исполнила много новых ролей. Участвовала в американских премьерах опер Снегурочка (1922, заглавная партия), Так поступают все (1922, Деспина), Жизнь коротка де Фальи (1926, Салюд), Ласточка Пуччини (1928, Магда), первых постановках в Мет. Пеллеаса и Мельзанды Дебюсси (1925, Мелизанда), Испанского часа Равеля (1925, Консепсион). Среди других партий Виолетта, Джульетта в Ромео и Джульетте Гуно, Судзель в опере Друг Фриц Масканьи, Миньон в одноименной опере Тома, Манон, Луиза в одноименной опере Г.Шарпантье и др. В середине 30-х гг. примадонна почувствовала, что пик ее творческих возможностей прошел и приняла решение покинуть сцену. В 1936 в Метрополитен состоялся прощальный гала-концерт, посвященный завершению ее сценической карьеры, в котором она исполнила фрагменты из партий Виолетты и Манон. В дальнейшем Б. продолжила свою деятельность в театре, войдя в состав его Дирекции.
Творческую манеру Б. отличает яркий лиризм. Ее тонкое стилистическое чутье и музыкальность в сочетании с богатством нюансов голосоведения, производили незабываемое впечатление на публику и позволили ей занять выдающееся место среди исполнителей своего поколения.
Среди многочисленных записей певицы нет полных версий опер, однако существует запись фрагментов из «Манон», сделанная в 1935 на нью-йоркском радио (дирижер Пеллетье).
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.