Русская певица (меццо-сопрано). Ее семья принадлежала к среде технической интеллигенции. Окончила Петербургскую консерваторию в 1989, ученица Богачевой 1. Лауреат многих вокальных конкурсов, среди них ХII Всесоюзный конкурс вокалистов (1987), Международные конкурсы имени Р.Понсель (1988) и Ф.Виньяса (1989). Еще студенткой была принята в Мариинский театр, где дебютировала в 1987 в партии Зибеля в Фаусте. В 1988 с блеском исполнила партию Марфы в Хованщине. В дальнейшем исполняла на этой сцене партии Марины в Борисе Годунове (1990), Элен в Войне и мире (1991), Амнерис в Аиде (1995). Среди партий в Мариинском театре также Ольга в Евгении Онегине, Полина в Пиковой даме, Кончаковна в Князе Игоре.
Сенсационный успех в партии Марфы, подкрепленный телевизионной трансляцией «Хованщины» в дни 150-летнего юбилея Мусоргского в 1989, сделал имя певицы широко известным. В 1990 она выступает в этой роли в Гамбурге. В 1991 исполняет на фестивале в испанском городе Мерида заглавную партию в первой сценической постановке оперы «Саламбо» Мусоргского. В 1992 Б. успешно дебютирует в Ковент-Гардене (партия Далилы, ее партнером был Доминго) и в Опера Бастиль (Марина). В 1995 певица впервые выступила в США. Ее дебют состоялся в Сан-Франциско, где она спела в Золушке Россини партию Анджелины. В дальнейшем певица неоднократно выступала на этой сцене в партиях Кармен (1996), Любаши в Царской невесте (2000), Далилы (2001) и др.
Дальнейшая карьера Б. полна триумфов. Она по праву занимает место на оперном олимпе, являясь одной из лучших меццо своей эпохи. В 1997 состоялся дебют примадонны в Метрополитен (Марина). Она становится постоянной участницей нью-йоркских постановок, поет здесь Далилу и Амнерис (1998), Полину (1999), Кармен (2000). Успехом сопровождаются ее выступления на одном из самых престижных оперных форумов – Зальцбургском фестивале (Марина, 1997; Эболи в Дон Карлосе, 1999). Наконец, в сезоне 1999/2000 ей покоряется еще одна театральная «вершина» - примадонна дебютирует в Ла Скала (партия Принцессы Буйонской в Адриенне Лекуврер Чилеа). В 2001 состоялся триумфальный сольный концерт Б. в Карнеги-холле.
Репертуар певицы стилистически весьма разнообразен. В нем легко и убедительно уживаются драматические роли (Далила, Амнерис, Эболи) с изящными колоратурными образами Россини. В 2004 в этом смогли убедиться зрители Метрополитен на спектаклях Итальянки в Алжире, где певица блистала в роли Изабеллы. Среди выступлений последних лет также партии Далилы в Ла Скала (2002) и Зальцбурге (2003); Анджелины (2005), Эболи и Лауры в Джоконде Понкьелли (2006) на сцене Метрополитен, Кармен (2008) и Принцессы Буйонской (2009) там же.
География выступлений Б. весьма обширна. Она выступала также в Чикаго и Вашингтоне, на итальянских сценах (Флоренция, Катания), в Амстердаме, Мадриде и др. Продолжает выступать в России, регулярно участвует в фестивале «Звезды белых ночей» в Петербурге, гастролирует в Москве (сольные концерты в 1997 и 2002). В 2007 она вместе со своим мужем известным басом И.Абдразаковым участвовала в юбилейном XXV международном Шаляпинском фестивале в Казани. В том же году пела в КЗЧ в полусценической версии «Царской невесты», представленной дирижером Федосеевым (режиссер И.Поповски).
В 2006 должен был состояться долгожданный дебют Б. на сцене Венской оперы. После него можно было бы констатировать, что последняя вершина оперного мира покорена. Однако выступление было отменено и контракт разорван в самый последний момент перед премьерой «Итальянки в Алжире». Среди причин называют творческие разногласия с постановщиками спектакля во время репетиций. Так или иначе, но певица на сцену не вышла и вместо нее партию Изабеллы исполнила знаменитая Бальтса. Вообще, известен принципиальный характер певицы (другие называют это строптивостью). Так, например, подобные случаи уже были в ее карьере. В 2004 в Ла Скала, она отказалась выступления в «Кармен» из-за того, что ее не предупредили, что будет исполняться версия с диалогами, а не речитативная, к которой она привыкла. Тогда примадонна также была экстренно заменена молодой российской певицей Юлией Герцевой. В 2005 артистка вновь отказалась от участия в премьере, на этот раз в России. Ее не устроила авангардная версия «Царской невесты», поставленной в Мариинском театре Александровым, где действие было перенесено в современность.
Масштабы дарования Б. велики. Ее творческая манера счастливо сочетает в себе широту и масштабность русского характера, с чувством стиля мирового оперного мейнстрима. Голос певицы нельзя иначе охарактеризовать, нежели «роскошный». В своих лучших ролях, таких как Марфа, Любаша, Далила, она неподражаема. Наряду с оперной практикой, Б. участвует в концертах, где исполняет камерный и ораториальный репертуар, в т. ч. «Реквием» Верди, «Stabat Mater» Россини, кантата «Москва» Чайковского, произведения Малера, Рахманинова, Берлиоза. Певица сотрудничает с крупнейшими дирижерами мира Гергиевым, К.Дейвисом, Ливайном и др. Ей присвоено звание Народной артистки России.
Среди записей партии Марфы, Кончаковны, Марины, Любаши (все Ph., дир. Гергиев), Далилы (Erato, дир. К.Дейвис), Эболи (Ph., дир. Хайтинк) и др.
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.