Английский режиссер и теоретик театра. Имеет русские корни – его отец был выходцем из России. Учился в Оксфордском университете. Начал режиссерскую деятельность в 1943 в Лондоне. Работал в Бирмингемском репертуарном театре, ставил спектакли в Королевском шекспировском театре и на других театральных сценах. С 1963 экспериментировал в духе «театра жестокости» А.Арто. Его театральная эстетика отличается также стремлением к «простоте» и аскетизму, когда никакие исторические и бытовые реалии не должны отвлекать зрителя от существа драматического конфликта и того, что хочет сказать режиссер. С 1970 живет в Париже, где основал Международный центр театральных исследований. Свои основные принципы изложил в книгах «Пустое пространство» (1968) и «Секретов нет» (1993).
Режиссер работал также в области оперного жанра. В 1947-50 был главным режиссером в Ковент-Гардене. В этот ранний период своего творческого пути Брук поставил здесь несколько опер. Дебютом на оперной сцене стала постановка Бориса Годунова 1 (1948). За нею последовали Богема (1948) и три спектакля в сезоне 1949/50 – Саломея, Свадьба Фигаро и мировая премьера оперы «Олимпийцы» английского композитора Артура Блисса (либретто Д.Пристли). Шумный успех выпал на долю штраусовской «Саломеи» со сценографией Сальвадора Дали и знаменитой Велич в заглавной партии.
В 50-х гг. по просьбе Бинга, с которым он был дружен, режиссер осуществил две постановки в Метрополитен – Фауст (1953) и Евгений Онегин (1957). Любопытно высказывание выдающегося шведского певца Гедды, выступавшего в 1958 в этом «Онегине». В своих воспоминаниях он отмечает, что постановщики «подали неверно почти все, что касается русского быта и способа выражать эмоции у русских». В целом, надо сказать, что все эти ранние работы еще не вполне характерны для стиля зрелого периода творчества Брука.
Уже работая в Париже, Брук ставит весьма оригинальный спектакль «Трагедия Кармен» по знаменитой опере Бизе (1981, музыкальная обработка М.Констана). Из сочинения удалены все хоры и действие сконцентрировано на личностных аспектах и инстинктах роковой драмы. В 1983 режиссер создает по этому спектаклю киноверсию. В дальнейшем Брук продолжает изредка экспериментировать «на теле» оперного жанра. Спустя десятилетие появляется другой спектакль «Впечатления от Пеллеаса» (1992, Париж), в котором режиссер довольно вольно использует партитуру великого Дебюсси, удаляя из нее то, что считает лишним и отягчающим восприятие символистской драмы Метерлинка.
Наконец, весьма знаменательной оказалась недавняя оперная работа Брука – Дон Жуан на фестивале в Экс-ан-Провансе (1998). Эта совместная постановка авторитетного французского музыкального форума и бельгийского театра Ла Монне вызвала большой резонанс, наглядно продемонстрировав, как мастер выражает себя в, практически, «пустом пространстве», заполненном лишь музыкой великого Моцарта в интерпретации актеров-певцов, изощренно ведомых его властной рукой.
В активе Брука несколько режиссерских работ в кино, в котором он дебютировал в 1952, поставив знаменитую Оперу нищих Д.Гея с новой музыкой А.Блисса на стихи К.Фрая, где в главной роли Мэкхита снялся Лоуренс Оливье.
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.