Знаменитой швейцарской певице Лизе делла Каза исполняется на днях (2 февраля) 92 года. И хотя дата эта не круглая, к человеку столь почтенного возраста такие условности не подходят. К тому же этот юбилей практически совпал с другой датой - 100-летием со дня мировой премьеры «Кавалера розы» Рихарда Штрауса. Делла Каза является признанным интерпретатором штраусовского репертуара, поэтому мы сочли весьма уместным поместить в одном выпуске журнала материалы посвященные как юбилею оперы, так и творчеству замечательной артистки. Предлагаем Вашему вниманию статью из оперного словаря Е.Цодокова о Лизе делла Казе.
Швейцарская певица (сопрано). Родилась в Бургдорфе (кантон Берн) в семье глазного врача. С 15 лет училась пению в консерватории Цюриха. Дебютировала в 1941 году (Золотурн-Биль, партия Чио-Чио-сан 1). Важнейшим этапом для начинающей певицы стала ее работа в Цюрихской опере в 1943-50. Начав с небольших партий 1-го мальчика в Волшебной флейте (дебют), Аннины в Кавалере розы, Сирины в Порги и Бесс, певица затем исполняла здесь и ведущие роли (Мими, Джильда, Недда, Памина, Антония в Сказках Гофмана, Царица ночи и др.). В Цюрихе она впервые исполнила штраусовские партии Софи в Кавалере розы (1946) и Зденки в Арабелле (1947). Для спектакля 1947 она готовила роль Арабеллы, но в последний момент на эту партию была приглашена знаменитая примадонна Чеботари. Лишь спустя три года в 1950 певица, наконец, исполнила в Цюрихе заглавную партию в «Арабелле». Именно эта роль стала впоследствии самой блистательной в ее карьере. В этом же театре Д. К. участвовала в мировой премьере оперы «Чёрный паук» В.Буркхарда (1949, роль Молодой женщины).
После успеха её Зденки по рекомендации Чеботари певицу приглашают на Зальцбургский фестиваль на ту же роль (1947, в заглавной партии Рейнинг). В 1947 начинается также блестящая карьера Д. К. в Венской опере (дебют в партии Джильды). Среди партий, исполненных на этой сцене в дальнейшем Недда, Мими, Чио-Чио-сан, Царица ночи, Софи, Фрау Флют (Миссис Форд) в Виндзорских проказницах Николаи и др. Весьма значимым стал для нее первый сезон в восстановленном здании Венской оперы на Ринге (1955), когда певица выступила в ролях Донны Анны, Евы в Нюрнбергских мейстерзингерах Вагнера, а также спела впервые Маршальшу в «Кавалере розы». Одновременно продолжались успешные выступления Д. К. на Зальцбургском фестивале. В 1948 она поет на этом форуме Марцелину в Фиделио, в 1950 Графиню в Каприччио Р.Штрауса, в 1953 впервые в своей карьере исполняет роль Октавиана в «Кавалере розы» (теперь в ее репертуаре четыре партии из этой оперы!). В 1954-55 поет заглавную партию в Ариадне на Наксосе Р.Штрауса, в 1956 Донну Эльвиру в Дон Жуане, в 1957 Хризотемиду в Электре, в 1958 Арабеллу, в 1959 Памину, в 1960 Графиню Альмавива. На открытии нового зальцбургского Фестшпильхауза в 1960 она поет Маршальшу под управлением Караяна в ставшей исторической постановке оперы. В некоторых источниках указывается, что Д. К. исполняла роль Донны Эльвиры в Зальцбурге и в 1954. Это является ошибкой – в том году в фестивальных спектаклях этой оперы Моцарта под управлением Фуртвенглера принимала участие Шварцкопф и лишь при исторической записи знаменитого фильма-спектакля «Дон Жуан» ее в партии Донны Эльвиры заменила Д. К. (Дирижер Фуртвенглер, режиссер Х.Граф, солисты Сьепи, Эдельман, Грюммер, Дермота, Бергер, Берри) В 1953 певица участвовала в Зальцбурге в мировой премьере оперы Айнема «Процесс» (по Ф.Кафке) под управлением Бёма, выступив в трёх главных женских ролях.
В конце 40-х – 50-х гг. Д. К. сделала блестящую карьеру на многих ведущих сценах мира. В 1949 она выступает в Гранд-опера (Софи), в 1950, как уже говорилось выше, блестяще поет Арабеллу в Цюрихе. В 1951 дебютирует в Англии, исполнив на Глайндборнском фестивале партию Графини Альмавивы, наконец, в 1952 дебютирует в Ла Скала (Марцелина и Софи) и на Байрёйтском фестивале (Ева), а также поет в Эдинбурге на гастролях Гамбургской оперы (вновь Софи). В 1953 вместе с ансамблем Баварской оперы певица впервые выходит на сцену Ковент-Гардена (Арабелла). В том же году начинается ее блистательная карьера в нью-йоркском Метрополитен (дебют в партии Графини Альмавива), продолжавшаяся 15 сезонов до 1967 года. За эти годы певица исполнила здесь партии Донны Эльвиры (1953, указываются только даты первого исполнения), Евы (1954), Маршальши (1956), Арабеллы (1957), Эльзы в Лоэнгрине (1958), Мими (1960), Ариадны (1963) и др.
К середине 50-х гг. репутация Д. К. как крупнейшей штраусовской певицы становится безоговорочной. Преуспевает она и в моцартовском репертуаре (Графиня Альмавива, Донна Эльвира, Фьордилиджи в Так поступают все и др.), поет в операх Глюка (1957, Рим, партия Эвридики в Орфее и Эвридике). Исполняет партию Клеопатры в Юлии Цезаре Генделя в Мюнхене и Вене (1954) и др. Среди выступлений певицы в последующие годы партии Хризотемиды и Мими в Сан-Франциско (1958), Саломеи (1961, Мюнхен), Евы и Графини Альмавива (1961, Сан-Франциско), Арабеллы в Мюнхене (1963) и Ковент-Гардене (1964) и др. Можно отметить также ее выступление в заглавной партии в опере Генделя «Агриппина» (1970, Цюрих), партию Илии в Идоменее Моцарта (1971, Венская опера).
В ее репертуаре также роли в опереттах («Парижская жизнь» Оффенбаха, «Цыганский барон» И.Штрауса, «Веселая вдова» и «Царевич» Легара и др.).
В 1974 певица достаточно неожиданно завершает свою сценическую карьеру, предпочтя ей уединенную жизнь в своем замке на швейцарском берегу Боденского озера. В ряде интервью, мотивируя свое решение, она объясняет его неудовлетворенностью современными тенденциями в оперно-театральном мире. В 1975 ее муж югослав Драган Дебельевич издал в Цюрихе книгу о певице – «Жизнь с Лизой делла Каза».
Всего за свою карьеру певица более 200 раз выступила в партиях Арабеллы, Графини Альмавивы и Донны Эльвиры, более 100 раз ее можно было услышать в ролях Ариадны, Маршальши, Фьордилиджи и Памины.
Тембральное богатство, кристальная чистота и ширина диапазона голоса, дающего возможность исполнять даже некоторые партии меццо (например, Дорабеллу в «Так поступают все») тонкая фразировка и глубина интерпретаций позволили Д. К. занять выдающееся место среди исполнителей своей эпохи.
Среди лучших студийных записей певицы партии Арабеллы (Decca, дир. Шолти), Донны Эльвиры (Decca, дир. Крипс). Выделяется также «живая» запись «Кавалера розы» с Зальцбургского фестиваля 26 июля 1960 года под управлением Караяна (партия Маршальши) с участием Юринац, Гюден, Эдельмана и др.
На фото:
Лиза делла Каза в роли Арабеллы.
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.