Итальянский режиссер и театральный администратор. Сын певца М.дель Монако 1. Учился в университете в Лозанне на филологическом и музыкальном факультетах (фортепиано и труба). Его дебют на оперной сцене как режиссера состоялся в 1964 в Сиракузах, где он поставил оперу Самсон и Далила с участием отца в заглавной партии. Далее последовали годы учебы режиссерскому ремеслу. В 1966 он работает ассистентом режиссера в Немецкой опере, в 1967 в ряде немецких театров и Штутгарте под руководством знаменитых режиссеров Реннерта, В.Вагнера, Фельзенштейна. В 1967 ставит Отелло на фестивале в Мачерате. В 1970 работает режиссером в Гельзенкирхене (дебют в опере «Обманутая неверность» Гайдна).
В 1970-73 Д. М. – главный режиссер оперного театра в Ульме (среди постановок Вольный стрелок, Тоска, Сказки Гофмана и др.). К 1975 относится его первый административный опыт. Он становится руководителем фестиваля в Монтепульчиано, основанном при участии отца. В 1980-82 руководит Городским театром Касселя, в 1986-88 фестивалем в Мачерате.
В 80-е годы активность Д. М. как режиссера-постановщика возрастает. Среди постановок этих лет его мюнхенские работы (1980, «Без Огня» Р.Штрауса; 1981, Манон Леско; 1982, Моисей и Аарон Шенберга), Вертер в Штутгарте (1985), Анна Болейн Доницетти на фестивале в Брегенце (1986), Травиата в Хельсинки (1988) и др. В 1989 режиссер дебютирует в Венской опере (Сила судьбы Верди), а также обращается к русскому репертуару, поставив в Мюнхене Князя Игоря.
В 1991 Д. М. дебютирует в Метрополитен (Девушка с Запада Пуччини). Затем в течение ряда лет регулярно ставит оперы на нью-йоркской сцене. Среди его работ в этом театре «Стиффелио» Верди (1993), Мадам Баттерфляй (1994), Симон Бокканегра Верди (1995), «Сила судьбы» (1996).
Весьма плодотворным является период работы Д. М. руководителем театра в Бонне (1992-97). Среди многочисленных постановок выделяются «Отелло» (1992), «Вольный стрелок» (1993), «Манон Леско» (1995), редко исполняемые оперы Гуарани Гомиша (1994), «Вильям Ратклиф» Масканьи (1997). В числе других работ ряд мировых премьер сочинений современных авторов, оперы Сельская честь, Паяцы, Ромео и Джульетта Гуно, «Тоска», Кармен, Похищение из сераля Моцарта и др.
С 1997 по 2001 режиссер руководит оперным театром Ниццы (среди постановок Богема, «Самсон и Далила», Фальстаф Верди, Фауст, Макбет, Золушка Россини и др.).
Д. М. продолжает ставить оперы и в других театрах Европы. Среди его спектаклей «Отелло» в МТ (1996, перенос боннской постановки), Турандот в Гамбурге (1997), Роберто Деверо Доницетти в Цюрихе (1997), «Золушка» в Тель-Авиве (1998), «Сельская честь» и «Паяцы» во Франкфурте (1999), «Симон Бокканегра» в Мадриде (2002), «Сказки Гофмана» в Риме (2002), «Девушка с Запада» в Турине (2003). Среди постановок последних лет Андре Шенье Джордано в Болонье (2006), «Отелло» Россини в Пезаро (2007), Воццек в Риме (2007), Трубадур в Цюрихе (2008), «Андре Шенье» в Опера Бастиль (2009). В 2010 году режиссер поставил оперы «Сельскую честь» Масканьи и «Жизнь коротка» Де Фальи в Валенсии (копродукция с театром Реал, оба спектакля в один вечер). В том же году в его старой постановке «Симон Бокканегра» в Метрополитен (1995) Пласидо Доминго выступил в баритональной заглавной партии.
Наряду с творческой деятельностью режиссер ведет активную музыкально-общественную и преподавательскую работу. С 2009 он является художественным руководителем оперного фестиваля на Тенерифе.
В целом режиссерский стиль Д. М. можно охарактеризовать как умеренно авангардный «центризм» с элементами эклектики. Его интересы вполне укладываются в русло современного европейского оперно-постановочного мейнстрима.
На фото:
Джанкарло дель Монако
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.