11 октября с. г. исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося итальянского тенора Фернандо де Лючия. В ознаменование этого события мы публикуем статью о нем из оперного словаря Цодокова Е.С.
Итальянский певец (тенор). Родился Неаполе 11 октября 1860 года. Его талант проявился еще во время службы в армии, где его пение услыхало и оценило армейское начальство. Учился в Неаполитанской консерватории «Сан-Пьетро-а-Маелла» игре на фаготе и контрабасе, а также пению у Б.Карелли и В.Ломбарди.
Здесь же дебютировал в 1885 в театре Сан-Карло в партии Фауста 1. В том же году выступал с успехом в Болонье в Травиате вместе с Беллинчони перед Верди, участвовал в открытии сезона во Флоренции, исполнив партию Вильгельма Мейстера в Миньон Тома. В 1886 отправился в южноамериканское турне, где пел Аргентине (в Фаворитке, Лукреции Борджиа, «Фаусте»). В 1887-88 исполнил в Мадриде партии Карло в Линде ди Шамуни Доницетти и Неморино. В 1887 впервые появился на английской сцене в театре Друри Лейн (Альфред). Исполнение им партии Альмавивы в Севильском цирюльнике подверглось местной критике (М.Хенсток) за чрезмерное вибрато и манерничанье. В целом, первые выступления в Англии, где в дальнейшем певец блистал множество лет, прошло не столь замеченным на фоне ошеломляющих успехов Яна де Решке. В 1889-90 гастролировал в Буэнос-Айресе и Монтевидео. С большим успехом исполнил партию Хозе в Неаполе (1890).
Участник мировых премьер опер Масканьи Друг Фриц (1891, Рим, заглавная партия) и Ирис (1898, Рим, партия Осаки). В 1892 блестяще дебютировал в Ковент-Гардене (Фриц), в 1893 спел впервые на английской сцене партию Канио. Пел на главной английской сцене почти ежегодно до 1900 и в 1905. Среди партий в этом театре Туридду, Герцог,Фауст (1893-94), Альфред, Хозе и Фентон в Фальстафе (1895), Рудольф (1899), Альмавива (1900) и др. В 1900 участвовал здесь в первой английской постановке Тоски (партия Каварадосси).
В 1893 имел успех в Неаполе в партии Канио. В 1893-94 провел два сезона в Метрополитен (дебют в партии Канио), где исполнил роли Туридду, Дона Оттавио, Герцога, Фауста, Хозе, заглавную партию в «Друге Фрице». С 1895 регулярно в Ла Скала, где дебютировал в мировой премьере оперы Масканьи «Сильвано». Был первым исполнителем на этой сцене партии Рудольфа (1897). Выступал здесь до 1916 (последнее выступление в «Богеме»). В 1907 исполнил в Монте-Карло партию Альмавивы. Завершил сценическую карьеру в 1917 в Неаполе оперой «Друг Фриц».
В его репертуаре было много ролей, куда входили, кроме упомянутых, партии Эльвино из Сомнамбулы Беллини, Фра-Дьяволо из одноименной оперы Обера, Ромео из Ромео и Джульетты Гуно и др.
С 1910 преподавал в родной консерватории в Неаполе. Среди его учеников крупнейшие певцы Педерцини, Тиль, Э. де Муро Ломанто, знаменитый впоследствии педагог Э. Барра, у которого стажировались многие выдающиеся советские певцы, и др. Участник траурной церемонии в Неаполе, посвященной кончине Карузо.
Искусство Де Лючии пользовалось огромной известностью, прежде всего на родине, что немаловажно. Его неаполитанская популярность одно время затмевала славу земляка Э. Карузо Большой мастер кантилены и нежнейших нюансов, авторитетный исполнитель партий бельканто и вердиевского репертуара, он ярким образом проявил себя также в веристском репертуаре. Впрочем, отдавая должное блестящему искусству певца, его манеру пения веристского репертуара подверг жесткой критике Дж. Лаури-Вольпи: «Фернандо де Лючия был продуктом другой эпохи и другой среды <…> Его голос по тембру и характеру не отвечал требованиям и канонам веристской мелодрамы. Его артистический инстинкт толкал его на симуляцию тех самых страстей, которые Карузо глубоко ощущал…» Певец, довольно часто (уже в 1900-е гг.) позволял себе некоторые «вольности», в частности, был склонен понижать свои партии до наиболее удобной для него тесситуры, что ставилось ему в упрек многими критиками и просвещенными ценителями.
Как отмечает в своей книге «Великие певцы 20 столетия» Ю.Кестинг, исполнительский стиль Де Лючии продолжал линию таких гигантов, как Гайарре, Мазини, Станьо. В частности, от Гайарре он перенял тающее mezza voce и утонченные оттенки, у Станьо манеру вибрирующих верхов.
В период между 1902 и 1908 гг. певец сделал большое количество граммофонных записей, дающих, несмотря на свое низкое качество, достаточное представление об его искусстве. Среди этих записей арии из «Дон Жуана», «Севильского цирюльника», «Любовного напитка», «Фаворитки», «Сомнамбулы», «Миньон», «Луизы Миллер», «Травиаты», «Кармен», «Сельской чести», «Тоски», «Федоры» и др.
Скончался Де Лючия в Неаполе 21 февраля 1925 года.
На фото:
Фернандо де Лючия
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.