8 ноября исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося дирижера Альберто Эреде. Мы публикуем в сегодняшнем номере статью о нем из нового словаря Е. Цодокова, приуроченную к этому событию.
Итальянский дирижер. Учился в Генуе, затем в Милане и Базеле. Ученик Вейнгартнера 1 и Буша. Дебютировал как дирижер в 1930 в Риме. По приглашению Буша стал сотрудничать с Глайндборнским фестивалем, где проработал с 1934 по 1939 сначала как ассистент учителя, а затем и как самостоятельный мастер (среди лучших спектаклей Свадьба Фигаро и Дон Жуан, 1938-39). В 1954-55 еще раз участвовал в этом форуме (Севильский цирюльник).
Выступал также на Зальцбургских фестивалях (1935-38). В 1935 поставил в Турине Кольцо нибелунга. С 1937 неоднократно гастролировал на американском континенте, в частности в 1938 был участником передвижной оперной труппы, совершившей турне по городам Северной Америки. Выступал с оркестром NBC. В 1939 в Нью-Йорке был участником исполнения по радио мировой премьеры оперы «Старая дева и вор» Менотти (сведения из итальянского словаря «Dizionario degli interpreti musicali», изданного в 1993 в издательстве Utet, что он участвовал в 1941 в сценической премьере этого сочинения в Филадельфии, менее вероятны).
В годы войны несколько лет прожил в Италии. В 1942 записал Фальстафа с оркестром Ла Скала (с легендарным Стабиле). В 1945-46 возглавлял Симфонический оркестр Радио Турина. В 1946-48 совместно с Борджоли руководил англо-итальянской новой Оперной компанией, выступавшей в Кэмбридже. Среди постановок в этой труппе Дон Паскуале, Риголетто, «Фальстаф», «Дон Жуан», Богема, Тоска. В 1950-55 работал в Метрополитен (дебют в Травиате). За эти годы выступил там во множестве спектаклей, среди них Трубадур (1951), «Риголетто» (1951), Альцеста Глюка (1952), Так поступают все (1952), «Севильский цирюльник» (1954) и др. Спустя 20 лет Э. вновь вернулся в Метрополитен (1974-75), исполнив несколько спектаклей Турандот (в т. ч. с Корелли) и «Тоску», в которой в 1974 на сцене Мет. дебютировал Каррерас. В его последнем спектакле в Метрополитен («Тоска», 1975) участвовала Вишневская.
Э. выступал и на других крупнейших сценах мира. В 1953 он исполнил «Трубадура» в Ковент-Гардене с участием Каллас, в 1956 Андре Шенье Джордано в Неаполе, а на следующий год ту же оперу в римских Термах Каракаллы. Неоднократно дирижировал он и в Венской опере. Среди спектаклей на этой сцене Золушка (1959), «Тоска» (1960, 1962, 1977), «Турандот» (1962), Луиза Миллер Верди (1974) и др. На фестивале «Флорентийский музыкальный май» маэстро исполнял оперы Фаворитка Доницетти (1955), Пуритане Беллини (1963). В 1968 дирижера приглашают на Байрёйтский фестиваль, где он дирижирует Лоэнгрином.
В течение 1958-62 маэстро был музыкальным руководителем Рейнской оперы (Дюссельдорф/Дуйсбург). В 1961-67 работал с Гётеборгским симфоническим оркестром. Среди выступлений 70-80-х гг. Адриана Лекуврёр Чилеа в лондонском Камден-театре (1971), «Трубадур» в Парме (1971), Отелло в Глазго (1975), «Ожерелье мадонны» Вольфа-Феррари (1975, лондонский Альберт-холл, концертное исполнение), Симон Бокканегра Верди в Дюссельдорфе (1981) и Риме (1988) и др.
Э. – выдающийся дирижер, как никто другой чувствовавший драматизм и кинематику оперной музыки. Он оставил обширное дискографическое наследие, осуществив ряд выдающихся оперных записей (некоторые из них записаны с оркестром академии Санта-Чечилия). Среди лучших записей маэстро «Фаворитка» (Decса, на итал., Симионато, Поджи, Бастианини, Хайнс), Сельская честь (Decса, Тебальди, Бьёрлинг и др.), «Тоска» (Pearl, Тебальди, Д.Кампора, Э.Маскерини), «Турандот» (Decса, Борк, Дель Монако, Тебальди).
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.