10 декабря исполнилось 100 лет со дня мировой премьеры оперы Джакомо Пуччини «Девушка с Запада» (1910, Нью-Йорк). Театр Метрополитен, где проходила эта премьера, к юбилею оперы возобновил спектакль 1991 года, поставленный Д. Дель Монако (рецензию на спектакль мы опубликуем в следующем выпуске журнала).
В связи со славной датой мы предлагаем читателям словарную статью Е.Цодокова об этом произведении великого мастера.
Опера итальянского композитора Пуччини 1 в 3-х актах. Либретто Г.Чивинини и К.Зангарини (на итальянском языке) по драме Д. Беласко.
Главные персонажи: Минни (сопрано), Дик Джонсон/Рамеррес (тенор), Джек Ренс (баритон), Эшби (бас), Ник (тенор), Джек Уоллес (бас), Кастро (бас), Билли (бас), Воукли (меццо), Сонора (баритон) и др. золотоискатели.
Действие происходит в Калифорнии во времена «золотой лихорадки» середины 19-го века.
1 акт.
В салуне «Полька» на прииске собрались золотоискатели. Слышна
меланхолическая песня бродячего певца Уоллеса. Люди пришли, чтобы
отвлечься от суровых будней, они пьют, играют в карты, веселятся.
Их обслуживает кельнер Ник. Агент транспортной компании Эшби
рассказывает посетителям о страшной банде, грабящей округу.
Но взоры присутствующих обращены к Минни, хозяйке бара. Многие
восхищаются ее красотой и не прочь поухаживать за девушкой. Из-за
нее даже вот-вот начнется потасовка, но она успокаивает всех.
В Минни влюблен шериф Джек Ренс, который все пытается объясниться
ей в любви. Он готов даже ради женитьбы на ней оставить свою жену.
Появляется новый посетитель, который представляется Диком
Джонсоном. Никто из присутствующих не знает его в лицо (на самом
деле это главарь банды, известный под именем Рамерреса). Увидев
Минни, Джонсон вспоминает, что видел ее когда-то и ее красота
не оставила его равнодушным. Минни тоже узнала незнакомца.
Недоверчивый и настороженный Ренс ревнует девушку к новому
посетителю, пытается настроить присутствующих против него. Но Минни
отводит все подозрения.
Тем временем появляется Эшби и вталкивает в зал Кастро, бандита из шайки Рамерреса, который узнает среди присутствующих своего подельника. Чтобы спасти того, он кричит, что может показать, где находится главарь шайки. Вся толпа вместе с шерифом устремляется за ним. Оставшись наедине с Минни, Джонсон объясняется ей в любви. Та назначает ему свидание, ведь девушка тоже увлечена незнакомцем.
2 акт.
Дома у Минни. Воукли, жена индейца Билли, качает ребенка, напевая
колыбельную, и ведет разговор с Билли. Потом тот уходит. Хозяйка
наряжается — она ждет Джонсона. Наконец, он приходит, и девушка
отсылает индианку. В это время поднимается метель, издалека
доносятся крики. Минни прячет Джонсона и открывает дверь.
Появляется толпа золотоискателей, уверяющих, что Джонсон
и Рамеррес — один и тот же человек, и его следы ведут сюда. Минни
уверяет, что здесь никого нет. Все верят ей и уходят. Но девушка
чувствует себя оскорбленной и обманутой. Джонсон объясняет ей, что
только она ему нужна, что он тяготится своей судьбой, мечтает
о честной жизни и работе. И все же Минни прогоняет обманщика.
Сделав несколько шагов по улице, Джонсон под звуки выстрелов вдруг
падает на землю. Оказывается, он ранен — в него стрелял Ренс. Минни
забывает о своей обиде и втаскивает его обратно в дом, где прячет
на антресолях. Неожиданно врывается шериф. По следам крови он сразу
обнаруживает Джонсона. И тут Минни предлагает Ренсу сыграть с ней
в покер на Джонсона. Если выиграет она — Джонсон свободен! Ренс
готов испытать судьбу. К тому же он влюблен в Минни и не хочет
показать себя чрезмерно жестоким. Пусть судьба рассудит! Во время
игры Минни подтасовывает карты и выигрывает. Шериф уходит
ни с чем.
3 акт.
На рассвете в лесу шериф и Ник ожидают Рамерреса. Стало известно,
что Соноре, одному из золотоискателей, все-таки удалось его
схватить. И вот золотоискатели приводят связанного Джонсона. Его
обвиняют в разбоях и убийствах. Джонсон категорически отрицает свою
причастность к каким-либо убийствам, но народ собирается его
линчевать! Перед смертью Джонсон просит не сообщать Минни о его
позорном конце. Но Минни сама уже здесь. Она умоляет
золотоискателей пощадить возлюбленного, ведь он раскаялся. Толпа
верит ей и освобождает Джонсона. Влюбленные решают покинуть
Калифорнию, чтобы начать другую жизнь.
На премьере в Метрополитен под управлением Тосканини и с участием выдающихся артистов (Дестинова, Карузо, Амато) эта, седьмая по счету, опера Пуччини имела небывалый успех у американской публики. Если его сравнивать с первоначальным провалом предыдущего опуса мастера (Мадам Баттерфляй), то вполне можно было предположить, что новая опера затмит предшественницу, однако этого не произошло. Шумный успех был довольно кратковременным, а сценическая судьба оказалась более скромной, нежели судьбы лучших творений Пуччини.
Принято считать, что после «Мадам Баттерфляй» композитора настиг творческий кризис. Однако все было сложнее и причины действительно имевшего место кризиса следует искать не только в самом композиторе, но и в музыкальном «переломе» тех лет, когда на смену «уходящей» эстетике 19 века стремительно надвигались авангардные течения 20-го столетия (см. подробнее Пуччини).
Идея написания оперы на сюжет из американской жизни и вновь по произведению Д.Беласко (как и «Мадам Баттерфляй») пришла в голову композитору в 1905, когда Пуччини присутствовал в Нью-Йорке на премьере пьесы драматурга «Девушка с Золотого Запада», произведшей на него большое впечатление. Кроме того, в Америке Пуччини всегда встречал восторженный прием. Так почему бы не отплатить своим почитателям таким вот «художественным жестом»? Написанию либретто сопутствовали определенные сложности из-за смерти либреттиста Джакозы, однако по рекомендации Рикорди к работе были привлечены сначала итальянский писатель К.Дзангарини, а затем литератор Г.Чивинини. Впрочем, как это часто бывало, Пуччини и сам основательно поработал над сюжетными ходами произведения.
Композитор настойчиво хотел добиться национального колорита в этой типично американской романтической истории в духе калифорнийских рассказов Брет Гарта или повестей Джека Лондона. И действительно, в опере достаточно сильно выражен американский дух за счет использования индейского фольклора, интонаций раннего джаза (в т. ч. рэгтайма), современной танцевальной стихии и др. Однако Пуччини не мог, да и не смог бы совсем отказаться от типично итальянской певческой интонации, особенно при выражении любовных чувств. Подобное стилистическое смешение даже вызвало иронию у такого авторитетного американского оперного специалиста, как Генри У.Саймон. Пуччини, впрочем, несмотря ни на что, смело шел вперед — этой итальянской песенности, мелодизма, впечатляющих ариозных эпизодов, к которым привыкли поклонники композитора, здесь стало гораздо меньше за счет возрастания роли декламационного письма и принципа непрерывного развития.
Все сказанное не означает, что в опере мало впечатляющих слуховых достижений. Яркие экзотические гармонические звучности (подчас с импрессионистским и даже экспрессионистским колоритом) с использованием целотонного звукоряда, изредка диатоники почти прокофьевского склада, увеличенного лада, септаккордов и нонаккордов вместо трезвучий, параллелизмов (ставших излюбленным приемом Пуччини еще со времен «Богемы»), необыкновенно разнообразное и тонкое оркестровое письмо с применением «тембровой драматургии» (подчас, смело контрастирующее с вокальной интонацией), лейтмотивные переклички (например, тема «любви», звучащая впервые в конце 1-го акта и вырастающая из бытового вальса), щедрое использование ostinato и многое другое впечатляет. Из музыкальных эпизодов, приближающихся к типичным оперным номерам, можно отметить лишь два — песню Уоллеса из 1-го акта «Che farrano i vecchi miei» и знаменитое ариозо Джонсона из 3-го акта Ch’ella mi creda.
Обобщая характеристики нового стиля Пуччини, нужно уточнить, что, стремясь к усилению непрерывного драматического развития (что, кстати, уже было заметно и в отдельных эпизодах его предыдущих опусов), композитор не стал слепо следовать по вагнеровскому пути генерирования «музыкального потока». Он попытался найти свое решение этой художественной задачи, смысл которой был в сохранении четкой музыкальной формы, но на основе обновленных конструктивных и изобразительных принципов (Л.Данилевич).
В итоге, Пуччини ушел от тех приемов, которые доминировали в предыдущих опусах, но так и не сумел в полной мере достичь убедительности и единства нового стиля, квинтэссенцию которого мы видим в его последнем шедевре — Турандот.
По справедливому замечанию одного из исследователей творчества композитора (О.Левашева), после первых, довольно скептических суждений о новой опере, в последующие годы отношение музыковедов к этому опусу великого итальянца изменилось в лучшую сторону. Причем, довольно поверхностные мнения ряда критиков о запоздалых отзвуках веризма сменились более глубоким проникновением в эстетическую сущность сочинения.
Новое произведение Пуччини быстро распространилось по всему свету. За премьерной постановкой сразу последовал ряд спектаклей в американских городах. В 1911 состоялась итальянская премьера в римском театре Костанци, был поставлен спектакль в Ковент-Гардене (дирижер К.Кампанини, с Дестиновой в главной роли), а также прошла южноамериканская премьера в театре Колон (Буэнос-Айрес). В 1912 оперу поставили в Ла Скала под управлением Тосканини, а также во Франции, сначала в Марселе (французская премьера), а затем в Гранд Опера силами труппы Оперы Монте-Карло с блестящим составом солистов (К.Мелис, Карузо, Руффо). В 1913 состоялись немецкая премьера в Берлине и австрийская в Вене (здесь в главной партии блистала знаменитая Ерица). В дальнейшем опера регулярно шла и продолжает идти на ведущих сценах мира, хотя и не так часто, как лучшие шедевры композитора. Среди постановок 2-й половины 20 века можно отметить спектакли 1954 на «Флорентийском музыкальном мае» (дирижер Митропулос, солисты Стибер, Дель Монако), 1956 в Ла Скала (дирижер Вотто, солисты Д.Фраццони, Корелли), 1957 в Римской опере (дирижер Белецца, солисты Оливеро, Лаури-Вольпи), 1961 в Метрополитен (дирижер Клева, солисты Л.Прайс, Такер, в 1965 в этой постановке пели Д.Кирстен, Корелли), 1983 в Ковент-Гардене (дирижер Санти, солисты Неблетт, Доминго), 1991 в Ла Скала (дирижер Маазель, солисты Д.Казола, Джакомини), 1991 в Метрополитен (дирижер Л.Слаткин, режиссерский дебют в театре Д.Дель Монако, солисты Б.Дэниэлз, Доминго) и др.
В России 1-я постановка оперы состоялась в 1913 в московской частной Опере Зимина (дирижер Е.Плотников, режиссер Оленин, солисты С.Друзякина, Дамаев, Бочаров). В советское время она была поставлена на русской сцене дважды. В 1941 ее исполнили в МАЛЕГОТе (дирижер Кондрашин, режиссер Н.Горяинов), в 1960 яркую постановку в Новосибирском театре оперы и балета осуществил режиссер Михайлов. Одной из лучших постановок в СССР стал рижский спектакль 1957 года с выдающейся певицей Гейне-Вагнер в партии Минни.
Среди лучших исполнительниц главной партии при жизни Пуччини — Дестинова, Ерица, Далла Рицца, которую очень высоко ценил сам композитор. В дальнейшем следует отметить Оливеро, Тебальди, Стибер; из более молодого поколения Дэниэлз, Неблетт. В роли Джонсона блистали, наряду с Карузо, такие мастера, как Мартинелли, Дель Монако, Корелли, Доминго; в партии Ренса особенно преуспел Д.Гуэльфи.
Краткая дискография (студийные записи):
CD Decca — дирижер Ф.Капуана; солисты Р.Тебальди, М.дель Монако,
К.Макнил;
Deutsche Grammophon — дирижер З.Мета; солисты К.Неблетт, П.Доминго,
Ш.Милнс.
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.