Гаваццени (Гавадзени) (Gavazzeni) Джанандреа (1909-1996)

Евгений Цодоков
Основатель проекта

Итальянский дирижер, композитор и музыковед. Его отец был адвокатом, депутатом парламента. Учился будущий маэстро в римской консерватории Санта-Чечилия, затем с 1925 в Миланской консерватории. В конце 20-х гг. начал сочинять. С 1933 вел также активную дирижерскую деятельность. В 1935 он написал одноактную оперу «Паоло и Вирджиния» (либретто М.Гизальберти по роману французского писателя 18 в. Б. де Сен-Пьера «Поль и Вирджиния»), мировая премьера которой состоялась в Театре Доницетти в Бергамо под его управлением. Это выступление стало дебютом Г. как оперного дирижера. Именно эта стезя и сделала его знаменитым.

Основные достижения дирижера связаны с Ла Скала, где он дебютировал в 1944 («Перекресток» Вольфа-Феррари). В 1945 исполнил здесь же Мавру Стравинского. С 1948 регулярно выступал на этой сцене, в 1958 участвовал в мировой премьере оперы «Убийство в соборе» Пиццетти. В 1965-68 он – музыкальный руководитель театра. Среди лучших работ в Ла Скала историческая постановка Анны Болейн Доницетти с Каллас в заглавной партии (1957, режиссер Висконти), Бал-маскарад (1957, солисты Каллас, Ди Стефано, Бастианини, Симионато), Эрнани Верди (1959), Тоска (1959, солисты Тебальди, Ди Стефано, Гобби), блестящая постановка Гугенотов Мейербера (1962, с уникальным составом солистов: Сазерленд, Симионато, Корелли, Гяуров, Тоцци, В.Ганцаролли), Трубадур (1964, режиссер Висконти), Турандот (1964, солисты Б.Нильсон, Корелли, Вишневская), Хованщина (1967, с участием Гяурова, Архиповой). Среди других спектаклей на миланской сцене вердиевская опера «Битва при Леньяно» (1961), редкая постановка «Лорелеи» Каталани (1968), Альцеста Глюка и Линда ди Шамуни Доницетти (обе 1972), Луиза Миллер Верди (1976) и др.

Кроме выступлений на главной итальянской сцене дирижер ставил спектакли и в других театрах. На фестивале в Бергамо, посвященном 100-летнему юбилею со дня смерти Доницетти (1948), он исполняет его комическую оперу «Ночной колокольчик» и «Реквием». В 1950 маэстро возрождает в римском театре Элисео очень давно не шедшую на сцене оперу Россини Турок в Италии. В этом спектакле участвовали Каллас, Брускантини, Валетти, Стабиле. В 1954 он с блеском повторяет ее в Ла Скала. В 1951 в Неаполе исполняет Сомнамбулу Беллини, в 1955 в Риме оперу Генделя Юлий Цезарь. В 1961 маэстро дирижирует на Зальцбургском фестивале оперой Симон Бокканегра Верди, в 1963 на фестивале Флорентийский музыкальный май участвует в мировой премьере оперы Ф.Тести «Челестина», в 1965 дирижирует на Глайндборнском фестивале «Анной Болейн». Среди других постановок также Любовный напиток (1961, Бергамо; 1967, Флоренция), «Мария ди Роган» Доницетти (1974, Венеция) и др.

В 1957 состоялось первое выступление Г. на американском континенте – в Чикаго он исполнил Богему. В дальнейшем дирижер еще несколько раз выступал в США. В 1976 дебютировал в Метрополитен, продирижировав «Трубадуром», а в 1977 в Сан-Франциско (Адриенна Лекуврёр Чилеа, Аида).

Творческая деятельность маэстро отличалась завидным долголетием. В 1983 он дирижирует Триптихом Пуччини в Ла Скала, в 1984 здесь же «Разбойниками» Верди, в 1987 Балом-маскарадом (дебют Гулегиной). В 1987 в венском Концертхаузе участвует в концертном исполнении оперы Сальери «Аксур, Царь Ормуза» (солисты Варгас, Гаванелли и др.), в 1989 в Ла Скала исполняет «Адриенну Лекуврер». В 1992, в возрасте 83 лет, маститый мастер исполнил в Палермо Лукрецию Борджиа Доницетти (в заглавной роли выступала его молодая жена Д.Маццола), в Болонье Роберто Деверо Доницетти (солисты Алиберти, Ла Скола и др.).

Г. принадлежит к славной плеяде блестящих итальянских мастеров оперного дирижирования середины 20 в., тонко чувствующих и хранящих классические традиции оперного искусства. Русская публика могла познакомиться с его интерпретациями на гастролях Ла Скала в Москве в 1964 («Трубадур», «Турандот») и 1989 («Адриенна Лекуврёр»).

Г. – автор многочисленных трудов по вопросам музыкального искусства. Среди них монография о Доницетти (1937), труды «Мусоргский и русская музыка 19 века» (1943), «Смерть оперы» (1954) и др.

Среди многочисленных записей Пират Беллини (EMI, Б.Марти, Кабалье, Каппучилли), «Адриенна Лекуврёр» (Dec., Дель Монако, Тебальди, Бастианини), Друг Фриц Масканьи (EMI, Паваротти, Френи).

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ