Ежегодный оперный фестиваль в Северной Англии (графство Восточный Суссекс). Основан в 1934 меценатом Кристи 1 совместно с его женой О.Милдмэй (1900-1953), известной певицей (сопрано). Первоначально для проведения фестивальных спектаклей был предназначен зал на 300 мест, впоследствии расширенный до 800. В 1994 к 60-летнему юбилею было сооружено новое здание, вмещающее около 1200 зрителей.
У истоков форума стояли крупные деятели той эпохи. Для осуществления художественного руководства фестивалем был приглашен известный режиссер Эберт, музыкальным руководителем стал Буш (проработал здесь в 1934-39 и 1950-51). В 1935 на пост директора был назначен Бинг. Фестиваль открылся спектаклем Свадьба Фигаро (партию Сюзанны пела Милдмэй).
В первом сезоне была также исполнена опера Так поступают все. До 1937 на фестивале ставились исключительно моцартовские произведения. В 1938 впервые программу форума были включены вердиевский Макбет (английская премьера) и Дон Паскуале Доницетти. В дальнейшем репертуар фестиваля значительно расширился за счет классических и современных авторов.
Во время 2-й мировой войны (1940-45) деятельность фестиваля была прервана. Первой послевоенной постановкой стала мировая премьера оперы «Поругание Лукреции» Бриттена (1946), под управлением Ансерме, с участием выдающейся певицы Ферриер в заглавной партии. Фестиваль возобновил свою работу в полном объеме в 1947. В этом же году здесь под управлением автора состоялась мировая премьера оперы Альберт Херринг Бриттена (в заглавной партии Пирс).
Глайндборнский фестиваль является весьма престижным форумом. Музыкальными руководителями после смерти Буша в 1951 были выдающиеся дирижеры Гуи (1952-1963), Притчард (1964-1977), Хайтинк (1978-1988), Э.Дейвис (1989-2000). В 2000 на этот пост был приглашен В.Юровский, дебютировавший в 2002 оперой «Альберт Херринг». В деятельности фестиваля принимают участие Лондонский филармонический оркестр, Оркестр эпохи Просвещения.
После Эберта, осуществлявшего художественное руководство до 1959, к постановкам спектаклей был привлечен выдающийся режиссер Реннерт (1960-67). Среди художественных руководителей фестиваля также крупные режиссеры-постановщики Кокс, Холл, Вик и др. В 1968 в рамках фестиваля была учреждена гастрольная труппа (Glyndebourne Touring Opera).
На глайндборнской сцене состоялись мировые премьеры ряда опер современных английских композиторов, среди них «Электрификация Советского Союза» Н.Осборна (1987, по мотивам произведений Б.Пастернака), «Вторая жена Конга» Х.Бёртуисла (1994); европейская премьера оперы «Новый год» Типпета (1990); английские премьеры опер Идоменей Моцарта (1951), Арлекин Бузони (1954), Человеческий голос Пуленка (1960), Коронация Поппеи Монтеверди (1962), Интермеццо Р.Штрауса (1974), Порги и Бесс Гершвина (1986), «Эрмиона» Россини (1995), Обручение в монастыре Прокофьева (2006) и др. На открытии нового здания театра в 1994 была исполнена опера «Свадьба Фигаро». В 2003 фестиваль впервые обратился к творчеству Вагнера, поставив Тристана и Изольду. В 2008 в рамках фестиваля состоялась мировая премьера очередной оперы Этвёша «Любовь и другие демоны» (дирижер Юровский).
В истории фестиваля было много ярких удач и неординарных спектаклей. Среди них постановки опер Граф Ори Россини (1954, дирижер Гуи), Пуритане Беллини в 1960 (дирижер он же, в партии Эльвиры Сазерленд), Анна Болейн Доницетти в 1965 (дирижер Гаваццени, в заглавной роли Генчер), Похождения повесы Стравинского (1975, дирижер Хайтинк, режиссер Кокс), Дон Жуан (1984, дирижер Хайтинк, режиссер Холл), Енуфа Яначека (1989, дирижер Э.Дейвис, режиссер Н.Ленхофф) и др. На сцене Глайндборна пели Лондон (1950, заглавная партия в «Свадьбе Фигаро»), Б.Нильсон (1951, Электра в «Идоменее»), Штрайх (1958, Цербинетта в Ариадне на Наксосе Р.Штрауса), Берганса (1959, заглавная партия в Золушке Россини), Френи (1962, Сюзанна в «Свадьбе Фигаро»), Паваротти (1964, Идамант в «Идоменее»), Кабалье (1965, Графиня Альмавива, Маршальша в Кавалере розы), Бейкер (1966, Дидона в Дидоне и Энее Пёрселла), М.Прайс (1968, Констанца в Похищении из сераля Моцарта) и другие выдающиеся артисты.
Звучали на фестивале и произведения русских композиторов. Здесь дважды ставились Евгений Онегин (1968, 1994) и Пиковая дама (1971, 1992), исполнялись оперы Прокофьева Любовь к трём апельсинам (1982), уже упоминавшееся «Обручение в монастыре», раритет Рахманинова «Скупой рыцарь» (2004). Значительная роль в пропаганде русской музыке в последнее время принадлежит Юровскому.
Стиль Глайндборнского фестиваля – тщательная и «штучная» работа над произведениями. Здесь, как правило, нет места для скороспелых и проходных решений.
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.