Грюммер (Grümmer) Элизабет (1911-1986)

Евгений Цодоков
Основатель проекта

Элизабет Грюммер — 100 лет

31 марта исполнилось 100 лет со дня рождения выдающейся немецкой певицы Элизабет Грюммер. Мы публикуем в связи с этим событием словарную статью Е.Цодокова.

Немецкая певица (сопрано). Урожд. Шильц. Родилась в немецкой семье в Лотарингии в местечке близ французского города Тьонвилля на реке Мозель, с 1871 принадлежавшего Германии (в немецких источниках называется Диденхофен), а после 1918 (по итогам 1-й мировой войны) вновь отошедшего к Франции. Семья певицы в 1919 была выселена из этих мест и переехала в Мейнинген. Училась игре на фортепиано, увлекалась пением, выступала в любительских концертах. Затем пришло серьезное увлечение театром.

Свою профессиональную карьеру Г. начинала как драматическая и опереточная актриса – в 1931-34 выступала под своей девичьей фамилией в Мейнингене. В 1934 вышла замуж за скрипача Д.Грюммера. К певческой карьере пришла позднее, когда муж получил место капельмейстера в оперном театре Ахена, которым в то время руководил молодой Караян 1. Маэстро заметил талант Г., и она начала усиленно заниматься вокалом с Ф.Шленкером. По инициативе Караяна состоялся ее дебют в местном театре в 1940 году (по др. источникам в 1941) в Парсифале (партия 1-й Цветочной девы), а вскоре она уже пела здесь ведущую роль Октавиана в Кавалере розы (1941). В 1942-44 выступала в оперном театре Дуйсбурга, преимущественно в партиях лирического репертуара. Гастролировала с этой труппой в Немецком театре Праги. В 1944 во время гастролей театра в Дрездене получает телеграмму о том, что ее дом разрушен при бомбежке, а находившийся дома муж погиб. Певица переживает душевный кризис, до окончания войны работает на почте.

С 1945 она совершенствует свое мастерство в Берлине у Франциски Мартинсен-Ломан. Возобновляет свою активную оперную карьеру в 1946, когда становится солисткой Берлинской городской оперы (с 1961 Немецкая опера). Проработала в этом театре до 1972. Пела здесь партии в современных операх (в т. ч. Эллен Орфорд в Питере Граймсе Бриттена, 1947, 1-я немецкая постановка), исполняла штраусовский и моцартовский репертуар (Маршальшу в «Кавалере розы» в 1959, Донну Анну под управлением Фричая на открытии восстановленного здания оперного театра в сентябре 1961, Графиню Альмавива в 1963) и др.

В 1951 Г. участвовала в открытии восстановленного театра в Ахене (роль Евы в Нюрнбергских мейстерзингерах Вагнера). В 1951-52 выступала в партии Евы на на сцене лондонского Ковент-Гардена под управлением Бичема, в 1952 исполнила ту же партию в Ла Скала под управлением Фуртвенглера. В 1952 с труппой Гамбургской оперы гастролировала в Эдинбурге (Памина в Волшебной флейте и Агата в Вольном стрелке).

Выступала в Мюнхене, Риме, Париже, Брюсселе, театре Колон в Буэнос-Айресе и др. С 1953 в Венской опере (среди партий на этой сцене Графиня Альмавива, Маршальша, Мими, Микаэла и др.).

В 1953-56 пела на Зальцбургском фестивале. Исполнила здесь партии Донны Анны (1953-54 под управлением Фуртвенглера), Агаты (1954, дирижер Фуртвенглер), Памины (1956), Электры в Идоменее Моцарта (1961, дирижер Фричай).

В 1956 выступала в Глайндборне (Илия в «Идоменее», Графиня Альмавива). В 1957-61 имела большой успех на Байрёйтском фестивале в ролях Евы (1957-61 под управлением Клюитенса, Лайнсдорфа, Кнаппертсбуша), Фрейи в Золоте Рейна (1957), Эльзы в Лоэнгрине (1959, дирижер Матачич) и Гутруны в Гибели богов.

В 1960 с блеском исполнила в Венской опере партию Елизаветы в Тангейзере. В 1967 дебютировала в Метрополитен (Эльза), спев эту партию 9 раз (7 раз в провинции и 2 раза на главной сцене). Певица завершила свою сценическую карьеру в 1972 в Берлине (Маршальша). В 1973 в последний раз выступила с концертом в Люцерне.

С 1965 Г. являлась профессором берлинской Высшей музыкальной школы. Преподавала также в Париже и Люцерне, где стала преемницей Мартинсен-Ломан. Среди ее учеников знаменитый баритон Ле Ру.

Наряду с моцартовскими (упомянем здесь еще партию Фьордилиджи в Так поступают все), вагнеровскими и штраусовскими ролями (особенно ярко она пела Графиню в Каприччио), занимавшими важнейшее место в карьере Г, она исполняла и другие партии. Среди них уже упоминавшиеся Агата, Мими, Микаэла, а также Алиса Форд в Фальстафе, Маргарита, Лиза в Пиковой даме и др.

К лучшим достижениям певицы по праву принадлежат роли Графини Альмавивы, Донны Анны, Елизаветы, Эльзы, Евы, Агаты, Графини в «Каприччио».

Большое место в творческой деятельности Г. занимала также камерная и ораториальная музыка. Она пела Lieder, участвовала в исполнении пассионов И.С.Баха, Реквиема Моцарта, Немецкого реквиема И.Брамса и др.

Голос певицы, лирический по своей сути, при этом сочетающий мягкость и звонкость, «бриллиантовый» и очень артикулированный (Фишер-Дискау в своих воспоминаниях «Отзвуки былого» восхищается «бархатистостью» ее тембра, а также точностью интонаций и речевой отчетливостью звукоизвлечения, в какой-то степени подготовленными предыдущей артистической деятельностью), пленял современников своей искренностью и способностью «воздействовать на слушателя». При этом Г. обладала удивительным чувством самооценки, понимая границы своих голосовых возможностей. Это привело к определенной ограниченности репертуара, но позволило ей не поддаться соблазну исполнять более героико-драматические роли (аффектация, свойственная образу Электры в «Идоменее», была уже для нее почти «пограничной»). Так она говорила про ряд ролей итальянского репертуара, подходящих или не подходящих для нее, в таком ключе – «Мими, но не Баттерфляй» и т. п. Сама певица вспоминает, как энергично сопротивлялась она напору Блеха, уговаривавшего ее взяться за партию Саломеи (!), - после этого «он в течение года со мной не разговаривал». Любопытно также суждение Ю.Кестинга о том, что в некоторых эпизодах партии Донны Анны певице с достаточным напряжением давались колоратуры (например, в быстрой части арии «Non mi dir»), хотя она с ними и справлялась. Все это конечно весьма субъективно. К сожалению, записывалась Г. не много, и судить о ее некоторых достижениях, например, о Графине в «Каприччио», мы сейчас можем лишь косвенно, так как легальных записей этой оперы с ее участием нет.

Зато с участием Г. записан легендарный фильм-спектакль «Дон Жуан» с Зальцбургского фестиваля 1954 под управлением Фуртвенглера. Среди студийных записей отметим партии Эльзы (EMI, дирижер Кемпе), Евы (EMI, дирижер он же), Гретель в Гензель и Гретель Хумпердинка (Naxos, Дирижер Караян), Агаты (EMI, дирижер Кайльберт) и др.

Скончалась Г. 6 ноября 1986 года в Варендорфе.

На фото:
Элизабет Грюммер

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ