Опера польского композитора С. Монюшко в 4-х актах (1848, Вильно, 1-я редакция в 2-х актах, концертное исполнение; 1854, Вильно, 1-я редакция, сценическая версия; 1858, Варшава, 2-я редакция). Либретто В.Вольского (на польском языке).
Главные персонажи: Галька (сопрано), Йонтек (тенор), Януш (баритон), Стольник (бас), Софья (меццо), Дземба (бас) и др.
Действие происходит в польских Татрах в начале 18 в.
1 акт.
В помещичьей усадьбе Стольника царит веселье и танцы. Все празднуют обручение его дочери Зофьи с богатым молодым паном Янушем. В сад незаметно пробралась соблазненная и обманутая Янушем крепостная девка Галька. Она разыскивает своего возлюбленного и поет жалобную песню. Януш досадует: если стольник узнает об их связи, свадьба может расстроиться. Януш, оставив гостей, выходит к Гальке и уговаривает девушку уйти. Пусть она ждет его в саду у выхода, он вернется. Януш возвращается к гостям, все весело танцуют мазурку.
2 акт.
Напрасно Галька ждет Януша, он вновь обманул ее. Появляется Йонтек. Он, такой же крепостной, как и она, любит Гальку, предан ей душой. Тщетно пытается юноша объяснить несчастной, что Янушу нельзя верить. К тому же и не ровня он ей, крестьянской девке. Но девушка не внемлет доводам. Он вновь спешит к дому стольника и стучит в дверь. На стук выбегает Януш. Увидев Гальку вместе с Йонтеком, он требует, чтобы тот увел ее куда-нибудь в горы, обещая холопу вольную. Появляются гости, которых привлек шум в саду. Управляющий стольника, разорившийся шляхтич Дземба, желая выслужится перед господами, глумится над крепостными. Йонтек возмущен его нападками. Януш, видя такой оборот, велит прогнать Гальку и Йонтека.
3 акт.
Воскресный вечер в горном селе. Крестьяне возвращаются из костела. Молодежь веселится и пляшет. Вдруг они видят бредущих по дороге Гальку и Йонтека. У девушки от горя помутился рассудок. Йонтек рассказывает народу о том, что произошло в доме стольника. Все сочувствуют бедняжке. Вдали слышны звуки свадебного кортежа, направляющегося к костелу.
4 акт.
На площади у костела грустит Йонтек. Он вспоминает о своей любви к Гальке, ему жаль обманутую девушку. Собирается народ. Все хотят посмотреть на свадебную церемонию. Галька тоже здесь в толпе. Она оказывается рядом с новобрачными. Януш смущен. Но быстро овладев собой он спешит в костел. Крестьяне следуют за ним. Оставшись одна, Галька поет колыбельную своему будущему ребенку. Внезапно ее настроение меняется, в ней просыпается жажда мести. Она хочет поджечь костел, но вовремя останавливается. Ведь там другие, ни в чем не повинные люди. И тогда, в отчаянии, она бросается с обрыва в реку. На ее предсмертный крик выбегают крестьяне и Йонтек. Но поздно, им уже не спасти девушку. Из костела выходят радостные Януш и Зофья. Йонтек обвиняет Януша в гибели Гальки. Несмотря на трагизм ситуации, Дземба и тут верен себе, призывая народ веселиться и славить молодых…
* * *
Сюжет оперы заимствован либреттистом из новеллы («драматической картины») К.Вуйцицкого «Горянка». Действие перенесено на полтора века назад.
1-я редакция оперы, исполненная любителями под управлением автора на концерте в Вильно, где в то время жил композитор, не получила распространения. В дальнейшем Монюшко существенно переработал партитуру, баритональную партию Йонтека переработал для тенора, а также добавил новые номера, танцы 3-го акта и ряд др. В таком виде в Варшаве 1 января 1858 года состоялась премьера новой редакции, вылившаяся в событие национального масштаба. Главные партии исполняли Полина Риволи и Юлиан Добрский.
«Галька» – произведение, насыщенное песенным мелосом. Музыка безыскусна и наполнена лиризмом, приобретающим подчас скорбный оттенок. Практически народными стали отдельные номера оперы, например, ария Гальки из 2-го акта (Gdyby rannym słonkiem - «Если б с солнцем ранним»), Думка Йонтека из 4-го (Szumia jodły na gór szczycie - «Меж горами ветер воет»). Мастерски написаны также ария Стольника из 1-го акта, дуэт Януша и Йонтека из 2-го, секстет из 4-го. Кульминационным эпизодом оперы является Сцена сумасшествия Гальки в финале, где звукопись Монюшко приобретает большое драматическое и психологическое мастерство.
Став национальным символом, «Галька» не сразу завоевала мировые сцены. Лишь спустя 10 лет состоялась пражская премьера под управлением Б.Сметаны (1878). В 1888 опера была поставлена в Риге на немецком языке. В других европейских странах она появилась только в 20 в. В 1903 оперу исполнили в Нью-Йорке, в 1905 состоялась итальянская премьера в миланском театре «Лирик» с участием знаменитого тенора Тадеуша Леливы, в 1926 австрийская в венской «Фольксопер» и в 1935 немецкая в Гамбурге. Нельзя не упомянуть о блистательной берлинской постановке 1936 года, где пели Т.Лемниц и М.Витриш, а также спектакле 1938 года в Чикаго с участием Я.Кепуры.
На родине в Польше популярность «Гальки» беспримерна (в 1935 в Варшаве прошло тысячное представление). Одной из наиболее выдающихся исполнительниц заглавной партии является польская певица Я.Королевич-Вайдова (1875-1955), участница 500-го и 600-го спектаклей «Гальки» в Варшаве.
В России опера впервые была исполнена в Большом театре (1869, дирижер И.Шрамек, солисты А.Меньшикова и А.Раппорт). Спустя год она прозвучала в Петербурге под управлением Э.Направника с участием Ю.Платоновой и Ф.Комиссаржевского. В 1874 оперу поставили в Киеве (дирижер И.Альтани, в главных партиях – А.Меньшикова, Д.Орлов). И в дальнейшем сочинение пользовалось популярностью в нашей стране, неоднократно ставилось в столице и провинции. В 1890 в Уфе партией Стольника дебютировал на оперной сцене Ф.Шаляпин. В 1898 в новой постановке Большого театра блистали Н.Салина и Л.Собинов.
В советское время надо отметить спектакль 1924 года в Харькове, где пели М.Литвиненко-Вольгемут и И.Козловский, а также знаменитую постановку Б.Покровского в Большом театре (1949, дирижер К.Кондрашин) с участием Н.Соколовой (Галька), Г.Нэлеппа (Йонтек) и П.Лисициана (Януш).
На иллюстрации: Станислав Монюшко