Сравнительно недавно в этом сезоне театр Метрополитен обратился к опере Амбруаза Тома «Гамлет», достаточно редко появляющейся на афишах музыкальных театров. Мы планируем дать отклик на эту премьеру, а пока предлагаем читателям словарную статью об этой опере из нового издания оперного словаря Е.Цодокова.
Опера французского композитора Тома 1 в 5-ти актах (1868, Париж). Либретто Каре и Барбье (на французском языке) по одноименной трагедии Шекспира.
Главные персонажи:
Гамлет (баритон), Офелия (сопрано), Клавдий (бас), Гертруда
(меццо), Лаэрт (тенор), Призрак (бас), Марцелл (тенор), Горацио
(бас), Полоний (бас), Два могильщика (баритон, тенор) и др.
Действие происходит в средневековой Дании.
Сюжет:
1 акт.
В королевском замке Эльсинор идет торжественная коронация Клавдия,
вступающего в брак с наследницей престола Гертрудой, вдовой
умершего короля, брата Клавдия. Собралась вся знать, отсутствует
только сын скончавшегося короля и Гертруды принц Гамлет. После
окончания церемонии все расходятся. Появляется Гамлет. Его
встречает дочь Полония Офелия. Она любит принца, с которым должна
вскоре повенчаться, и встревожена тем, что тот покидает двор.
Гамлет заверяет ее в неизменности его чувства к ней. Тем временем,
друзья Гамлета Марцелл и Горацио ищут принца, чтобы сообщить о том,
что ночью им явился Призрак – тень его умершего отца.
В полночь Гамлет взывает к Призраку. Тот является ему и, рассказав
о коварстве Клавдия и Гертруды, убивших его отца, призывает к
мщенью. Гамлет должен покарать Клавдия, но пощадить мать!
2 акт.
Офелия гуляет по эльсинорскому парку. Она грустна, ей кажется, что
Гамлет охладел к ней. Желая отвлечься, девушка берет книгу.
Внезапно она видит Гамлета. Но принц не видит её, а она тайком
наблюдает за ним. Заметив, наконец, возлюбленную, Гамлет, тем не
менее, молча уходит, так и не подойдя к ней. Входит Гертруда. Она
смотрит на грустящую Офелию. Девушка просит у королевы разрешения
покинуть двор и удалиться в монастрырь, ведь принц ее разлюбил.
Гертруда уговаривает ее остаться, надеясь выведать причины мрачного
настроения принца и его странного поведения. Появляется Клавдий.
Офелия удаляется. Гертруда сообщает мужу о своих опасениях. Ей
кажется, что Гамлет знает об их преступлениях. Клавдий успокаивает
королеву, уверяя, что принц просто помешался. Их беседу прерывает
вошедший Гамлет. Вдали слышатся звуки веселой музыки. Гамлет
объясняет, что решил для развлечения пригласить во дворец труппу
актеров-комедиантов. Испуганная королева удаляется вместе с
Клавдием. Входит Марцелл с актерами. Гамлет разъясняет им, как они
должны разыграть пантомиму о коварном убийстве короля Гонзаго.
Затем предлагает всем выпить вина и поет застольную песню.
На площади перед замком собираются придворные. Начинается
пантомима. Гамлет комментирует происходящее на сцене, где старому
королю, уснувшему в объятиях королевы, предатель подсыпает в бокал
яд и коварно завладевает его короной. Разгневанный Клавдий
приказывает выгнать актеров, а Гамлет, изображая безумие, срывает с
него корону, утверждая, что нашел убийцу.
3 акт.
Гамлет один в покоях. Он размышляет над вечным вопросом – быть или
не быть? Появляется Клавдий. Он не замечает принца, его терзают
страхи и он завет Полония. Гамлет издали слышит их разговор и
понимает, что отец Офелии тоже замешан в заговоре. Значит, брака с
Офелией не будет!
Входят Офелия с королевой. Гамлет убеждает Офелию уйти в монастырь,
он не собирается жениться. Офелия покорно снимает обручальное
кольцо, отдает его принцу и уходит. Гамлет, оставшись с матерью
наедине, обвиняет ее в коварном преступлении и угрожает шпагой.
Королева молит о прощении. Внезапно явившийся призрак взывает к
Гамлету и тот, опомнившись, отпускает королеву.
4 акт.
Праздник в деревне. Крестьяне и охотники радостно приветствуют
приход весны. Начинаются веселые пляски – танец охотников,
вальс-мазурка. На праздник приходит Офелия. Она в белом платье с
цветами в руках. Ее взгляд безумен. Несчастная поет, словно в
бреду, затем рассказывает о виллисе, увлекающей на дно путников.
Офелию одолевают видения, она бросается в воду.
5 акт.
На кладбище близ Эльсинора два могильщика роют могилу и выпивают.
Появляется Гамлет. Он еще не знает о гибели Офелии. Его преследует
Лаэрт и, желая отомстить за сестру, вызывает принца на дуэль.
Начавшийся поединок прерывается погребальной процессией. Гамлет,
осознав, что Офелия мертва, хочет покончить с собой. Но вновь
явившийся ему Призрак напоминает принцу о мести, и Гамлет, собрав
все силы, убивает Клавдия ударом шпаги. Теперь королева должна
удалиться в монастырь, а Гамлет восходит на престол. Все славят
нового монарха!
Вторая по популярности после Миньон, опера Тома написана в жанре близком к французской большой опере (о чем свидетельствуют масштабные массовые сцены, наличие балета и др.), «разбавленной» стилистическими элементами, мелодикой и интонациями, присущими лирической опере. Взяв за основу великую трагедию Шекспира, композитор существенно упростил ее содержание, сконцентрировавшись на любовной линии. В принципе, такие метаморфозы и в большой, и в лирической опере были вполне естественны (то же самое мы видим, например, в Фаусте). Надо отдавать себе отчет в том, что оперное искусство живет по своим внутренним законам, и бессмысленно оценивать его с точки зрения соответствия литературному первоисточнику. Впрочем, композитор зашел здесь весьма далеко, он не просто сократил сюжет трагедии, но кардинально изменил развязку – Гамлет остается в живых и становится королем! Есть и иные существенные отличия, в т. ч. касающиеся судьбы других персонажей. Впрочем, здесь имел место не только «волюнтаризм» Тома. Дело в том, что мы не должны забывать, что многие привычные для нас сюжеты классической литературы (в т. ч. у Шекспира, того же Гёте или Шиллера и др.) восходят к более древним сказаниям. Вот и в данном случае композитор использовал, наряду с шекспировской трагедией, мотивы древнескандинавской саги о Гамлете со «счастливым» концом, дошедшей до нас в латинской рукописи «Деяния датчан», написанной средневековым датским летописцем и священником Саксоном Грамматиком (ок. 1140 - между 1206 и 1220), родившимся в Роскильде.
Как уже отмечалось выше, мы имеем дело с оперой и произведение надо оценивать исключительно по его собственной эстетике и музыкально-драматургическим достоинствам. В этом ракурсе Г. – сочинение, бесспорно, интересное и значимое в истории жанра, хотя и не лишенное противоречий, присущих творчеству Тома в целом. Яркие мелодические и оркестровые находки, проникновенные эпизоды сочетаются в нем с довольно банальной и вторичной музыкой ряда других сцен.
К наиболее ярким и впечатляющим эпизодам оперы принадлежит большая сцена сумасшествия и смерти Офелии A vos jeux, mes amis их 4-го акта. Свободная и, в то же время, очень органичная и убедительная в своем драматургическом развитии и смене настроений, она напоминает аналогичные эпизоды в итальянских операх эпохи расцвета бельканто (Доницетти, Беллини). Сходство усиливается и виртуозным характером партии героини. Весьма эффектна популярная «Вакхическая песня» Гамлета O vin, dissipe la tristesse из 2-го акта. К оригинальным нововведениям относится также использование в партитуре саксофонов (сцена на площади из 2-го акта), изобретенных А.Саксом незадолго до этого (1840).
Надо заметить, что помпезная и искусственная концовка оперы стала предметом критики. Более того, предпринимались попытки хотя бы частично возвратиться к шекспировской развязке. Существует редакция, сделанная автором для премьеры в Ковент-Гардене, в которой Гамлет, как и положено по шекспировской трагедии, погибает. Эта версия не получила в дальнейшем распространения, практически, не исполнялась, хотя и существует запись, сделанная дирижером Бонингом (1983), осуществленная силами Валлийской оперы (солисты Милнс, Сазерленд), где действие завершается смертью Гамлета, сраженного Лаэртом, а несуразный финальный хор «Vive Hamlet» купируется.
Премьера оперы состоялась в Гранд Опера и прошла с исключительным успехом. В главных партиях выступили выдающийся французский баритон Фор (именно для него Тома срочно переделал первоначально задуманную как теноровую партию главного героя) и знаменитая певица К.Нильсон. Заглавная партия в исполнении Форе произвела столь сильное впечатление на современников, что великий Эдуард Мане написал портрет артиста в этой роли (1877).
В 1869 Нильсон пела и в уже упомянутой английской премьере оперы на сцене Ковент-Гардена. В том же году состоялась немецкая премьера в Лейпциге. Вскоре опера была поставлена в Италии в переводе на итальянский язык. В 1872 прошла американская премьера в нью-йоркской Академии Музыки. Популярность Г. была весьма высокой. Можно отметить также спектакли в Барселоне (1876), Милане (1878). В 1883 в Гранд Опера состоялась ее двухсотое представление. В 1884 опера была поставлена в театре Метрополитен с Зембрих в заглавной партии, в 1889 в Венской опере. В 1908 в первом сезоне театра Колон в роли Гамлета блистательно выступил Руффо. В 1914 на сцене Гранд Опера партию Офелии пела Липковская. Роль Офелии была в репертуаре многих замечательных певиц, среди них Нордика, Невада, Мелба и др.
На русской сцене Г. впервые был исполнен в 1892 в театре Шелапутина силами частного Оперного товарищества (в заглавной партии Тартаков). В 1893 партией Гамлета дебютировал в России Баттистини. Исполнял ее в нашей стране и Котоньи. В дореволюционной России опера ставилась неоднократно в частных антрепризах, однако на императорских сценах так и не появилась.
На протяжении всего 20 в. Г. оставался репертуарной оперой. Однако, особенно возоросла его популярность к концу века. Среди постановок этого периода отметим спектакли в Нью-Йорк Сити-Опере (1982, Милнс в заглавной партии), Турине и Лидсе (1990), Монте-Карло (1992, в заглавной партии Хэмпсон) венской Фольксопер (1995, Скофхус в заглавной партии), Женеве, Копенгагене и Сан-Франциско (1996), Карлсруэ (1998), Париже (2000), Ковент-Гардене (2003, Кинлисайд в заглавной партии), вновь в Женеве (2006), в Метрополитен (2010, с Кинлисайдом и Дессей) и др.
В России в советское время Г. на афишах не появлялся. Лишь в 2000 новая постановка оперы была осуществлена в московской Новой опере под руководством Колобова. В этом двухактном спектакле партитура оперы (как это часто случалось в позднем творчестве Колобова) подверглась значительным изменениям. Многие сцены были сокращены, в т. ч. деревенский праздник, сцена дуэли, отсутствует ряд действующих лиц (Лаэрт, Полоний, могильщики). Сюжет приобрел более символический характер, а финал стал многозначным. Гамлет, в сердце которого уже нет гнева, просто прощается со всеми и уходит.
Краткая дискография:
CD Decca (studio) – дир. Р.Бонинг, солисты Ш.Милнс, Д.Сазерленд,
Д.Моррис, Б.Конрад, Г.Винберг.
EMI (studio) – дир. А.де Альмейда, солисты Т.Хэмпсон, Д.Андерсон,
С.Рэми, Д.Грейвз, Г.Кунде.
Иллюстрация:
Амбруаз Тома.
1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.